Еженедельник «Хронометр-Иваново» чуть не лишился своего главного редактора

Еженедельник «Хронометр-Иваново» входит в провинциальную медиаимперию Бориса Абрамовича Гиллера «Провинция XXI век», объединяющую несколько провинциальных еженедельников, некоторые из которых носят схожие названия, типа «Хронометр-Кострома-Вологда-Иваново», и развлекательный журнал «Окрошка».

В свое время Гиллер, приехав из Казахстана, сделал ставку на развитие газетного медиабизнеса в провинции. В столице развернуться сложнее и дороже, да и новыми изданиями в Москве никого не удивишь. Регионы же несколько лет назад были заполонены политизированными демократическими и псевдодемократическими газетами весьма бойкого содержания и убогой эстетики. «Провинция» же сознательно продвигала тему так называемых неполитических новостей с полиграфией хорошего качества и не провинциального по тем временам внешнего вида. Главное в успехе изданий Гиллера – это технология. Наличие главного редактора, жестко и неукоснительно соблюдающего установки и требования руководства «Провинции», было и остается основным залогом коммерческого успеха. Собственно журналистика и журналисты при таком подходе не так уж и важны. Стопроцентный успех всех изданий Бориса Гиллера – лучшее тому доказательство.

Еженедельник «Хронометр-Иваново» появился в августе 1998 года. К тому времени не то чтобы небывалые, но даже и обычные тиражи времен перестройки и начального этапа реформ 90-х уже давно канули в историю, и немалое число газет прекратило свое существование. Найти в таких условиях человека, согласившегося бы возглавить и начать раскрутку нового еженедельника, было почти невозможно. Все журналисты, к которым обращались в Иванове эмиссары Гиллера, отказывались от такой работы. Согласился только совсем молодой и неопытный журналист Андрей Никитин, поработавший к тому времени совсем недолго в «Прямой речи» и серовском «Капитале». Не было у «Хронометра» и журналистов: все считали это предприятие обреченным на провал. Изначально нашлось лишь двое – Мокрецов, просто истосковавшийся в «Ивановской газете», и Котляр, истосковавшийся в своем Харькове по приключениям. Потом к ним добавился Базанков. Спустя год тираж газеты перевалил за 50 тысяч экземпляров, заткнув за пояс даже рекламный «Частник», не говоря уже о других еженедельниках. Более того, даже ежедневные газеты были посрамлены в части тиража.

Мокрецов, Котляр и Базанков, наверное, хорошие журналисты, но сделали «Хронометр» не они, а Гиллер, точно рассчитавший, что нужно и как нужно, и Никитин, ни на шаг не отступавший от этого расчета.

В последние месяцы атмосфера внутри «Хронометра» стала постепенно накаляться. У части сотрудников (разумеется, творческих, у остальных там вообще никаких вопросов быть не может) появились претензии к главному редактору. Суть их – в авторитарном стиле руководства, граничащего с, мягко выражаясь, пренебрежительным отношением даже к журналистам. В конце концов конфликт вырвался наружу, да так, что разбираться приехала комиссия из Москвы – из головного офиса «Провинции». Комиссия в составе Михаила Френкеля, Марка Шидловского и Федора Абраменко работала два дня, 16 и 17 апреля. Результатом расследования стал вывод, что позиция главного редактора абсолютно правильная, он остается на своем посту. Единственное, в чем можно было бы, по мнению комиссии, упрекнуть Никитина, так это в том, что он за своеобразный промоушен материалов журналистов «Хронометра» в других изданиях просил их поделиться с ним гонораром. По нашим сведениям, некоторые суммы денег были так им и получены.

Рассчитывать на то, Гиллер уволит Никитина, было наивно, поскольку всякое поощрение революционных настроений «низов» по отношению к «верхам», даже справедливое, ведет к распаду и поощряет бунтарей к дальнейшему неповиновению, а это – потеря контроля, что весьма опасно при удаленном руководстве. К тому же следует учитывать, что «Хронометр» – проект прежде всего коммерческий и у Гиллера никогда не было оснований сомневаться в том, что из Ивановской области деньги он получит. Вот если бы упали тираж и доходы, тогда, возможно, с Никитиным что-нибудь бы и сделали.

В заключение по поводу «Хронометра» можно сказать еще одно. По всей видимости, установка Гиллера на неполитические новости и легкую «желтизну» сменилась на создание имиджа серьезной газеты. Хотя пока это проявилось лишь в возврате с желтого цвета газеты к первоначальному красному. Можно ожидать, что в ближайшее время газету покинет часть сотрудников.