Я учился в необыкновенной школе. Всех своих знакомых я уже по сто раз попотчевал анекдотическими рассказами о случавшихся со мною в детстве историями, приключавшимися исключительно в Совдепии. Например, во время каникул мы, в отличие от других детей, так и норовили остаться в школе, потому что единственное в СССР турагентство «Спутник» именно в наших пенатах размещало экскурсантов из самых разных регионов России. А ведь для юных персонажей возможность знакомиться с аналогичными деятелями в жизни — один из немалых приоритетов. К тому же, гости оставляли море пустых бутылок, и на полученные в соседнем магазине копеюшки за сданную стеклотару мы закатывали натуральные лукулловы пиры. Похожая история происходила и во времена выборов. Советские предвыборные кампании отличались от тех, что гремели еще лет десять назад, основным принципом — деньги тратились не на полубезумных пиарщиков или совершенно сумасшедших политтехнологов, а на электорат. До идеи вешать на калитку банку тушенки от будущего депутата тогда еще не додумались, но замануха была не меньшая. А именно — в день выборов в пунктах голосования работали буфеты, которых в обычные дни с фонарем было не сыскать. Падким до выпивки и угощения избирателям продавались пиво (!!!), бутерброды с колбасой (!!!!!) и даже иногда икра (!!!!!!!). По обычным магазинным ценам, то есть фактически даром. Не даром же (пардон, за туфтологию), в тогдашних магазинах не в ходу был глагол «продавать» — его заменяли непривычные нынешнему уху слова «выкинули», «дают» и «из-под прилавка».
В буфет, то есть в избирательный участок, набивалось до сотни местных жителей, возвращавшихся по домам после активного голосования на рогах, сравнимых с маральими. Избиратели дебоширили, швырялись бутылками и недоеденными бутербродами. Представляете, сколько раз мы могли после всего этого сходить в кино в «Современник»? Сейчас, похоже, предвыборные кампании сводятся к тому же. Главное, чтобы народ пришел на выборы и проголосовал с результатом 99,99%. Явка, несмотря на ее отмену, на самом деле местным политикам важна еще больше — ведь чем больше народу проголосует за единственную на сегодня партию (не КПСС), тем больше местных пролезет в Госдуму. А это дорогого стоит. И вот вам пример.
Всем известна максима одного из российских сатириков о том, что у нас в стране жесткость законов нивелируется необязательностью их исполнения. На предвыборных кампаниях этот постулат можно живописать «с легкостию необыкновенною».
Какой-то идиот в Госдуме придумал закон о том, что на время предвыборной кампании государственные служащие — будь то кандидаты или руководители штабов — должны официально уходить в отпуск. Всем понятно, что реально это неосуществимо — чиновники, депутаты и прочий властный народец и есть руководящая и направляющая сила выборов. Как же им быть? А так. В отпуск-то они уходят, но и работать на основном месте вынуждены. Ведь тот же глава района или начальник департамента — это вам не слесарь, изготовляющий за смену 532 болванки. Руководитель, он и в отпуске руководитель. Постоянно кто-то звонит, о чем-то просит, надо исполнять договоренности. А нужный документ, как правило, не дома лежит, где его могут дети разрисовать, жена блины в него завернуть или, пардон, кот на него насрать, а в рабочем кабинете.
Теперь представьте себе картину. Согласно прямому указанию вертикали в лице верховных и местных правителей главы местного самоуправления в ноябре хором уходят в отпуска. Кому же поручить возглавить предвыборный штаб, как не главе города или района, у которого все рычаги власти находятся под вешалкой в приемной? Вот и в нашей родной Ивановке все главы, как миленькие, будут должны отдать долг единственной партии. Но осень — это еще и время начала отопительного сезона, за срыв которого электорат может и многострадального главу, и его партийных начальников изнасиловать в особо извращенной форме. И главы, формально уйдя в отпуск, конечно же будут вынуждены постоянно контролировать раздолбаев из сферы ЖКХ.
И вот заходит себе глава в кабинет, привычно гонит секретаршу за кофеем, а референта за бумагами, снимает широкий «пинжак с карманами», вешает его на кресло, а в кабинет — шасть! — и главный местный оппозиционер с продажным тележурналюгой и камерой под мышкой:
— Что это вы, Никанор Иванович, тут делаете? Вы же начальник предвыборного штаба? Где у вас тут доллары и гульдены в смывном бачке? По какому-такому римскому праву вы административный ресурс из-под вешалки достали?
И скандал на всю область. А то и на всю страну…
Ладно, пора и завязывать с этой утопией. У нас же КПСС у власти. И в избиркомах только члены КПСС сидят, и в судах, и в органах. А будет кто возмущаться нарушениями законодательства, так того в Богородское. Нет, упаси Боже, не в застенки, не в шестую палату с Наполеонами и Прокурорами, а на денек, для их же пользы. Только пятно останется, и больше никто этого деятеля всерьез воспринимать не будет.В общем, до советской загоняловки в буфеты остался один шаг. И народная масса, я так думаю, будет даже рада. А то придумали тут всякую муть: многопартийность, демократию, либертЭ, егалитЭ…