Бюджетные игры

Отдел общественно-политического анализа администрации города Иванова распространил информацию о том, что перед мэрией остро встала проблема выплаты задолженности педагогам компенсации за книгоиздательскую продукцию и периодические издания – по исполнительным листам. «Процесс начинает приобретать трудно прогнозируемый характер. Ежедневное списание денежных средств со счетов городского бюджета по решениям судов составляет порядка 400 тысяч рублей. Списываемые суммы достигают 55% от ежедневно поступающих доходов. На 26 июля по исполнительным листам взыскано 44 миллиона рублей. При этом остаются не предъявленными к взысканию более 2,5 тысяч исполнительных листов. Ситуация осложняется тем, что учителя добиваются через суд компенсации, начиная с1992 года, а не как ранее с 1995-го. Подобное развитие событий грозит тем, что к концу года из городского бюджета будет взыскано на эти цели порядка 100 миллионов рублей, а в бюджете города заложено на выплату компенсаций учителям 20 миллионов, оставшиеся 80 взять неоткуда. Бесспорно, выплаты педагогам на книгоиздательскую продукцию должны быть регулярными и обязательными. Но подобные незапланированные расходы приведут к катастрофическим последствиям для города и для самих учителей в частности. Это крайне осложнит подготовку города к отопительному сезону. Возможно такое развитие событий, при котором не хватит средств для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы (в том числе и учителям). Не исключено увеличение стоимости проезда в общественном транспорте. Администрация города предпринимает действия для скорейшего погашения задолженности. Исполняющий обязанности главы города Сергей Бразер направил письмо губернатору Ивановской области с просьбой уже в этом году при внесении изменений в областной бюджет увеличить сумму целевой субвенции городу Иванову на 42,5 миллиона рублей».

При всем скептическом отношении к властям, следует признать, что мэрия попала в тяжелую ситуацию, которая трудноразрешима чисто арифметически. Бюджет – закон для исполнительной власти. Непредсказуемые и неизбежные (решения судов) изменения в расходной части могут действительно нарушить нормальное течение некоторых процессов. Однако же не следует забывать и того, все последние годы идет постоянная корректировка бюджетов в сторону увеличения их доходов. Достаточно вспомнить, что бюджет города прошлого года при своем принятии был в полтора раза меньше того, что вышло по его исполнении! При всем своем уважении, такого рода документы назвать бюджетом сложно. Утверждение бюджета превращается в фикцию: изменения вносятся на протяжении всего года, и о каком планировании в таком случае можно вести речь. Бюджеты наших муниципальных образований по-прежнему представляют собой не главный финансовый документ, а карман, из которого черпают по мере надобности и никто не знает, какая надобность будет следующей.

Вина в этом не только и не столько муниципий, сколько всей системы межбюджетных отношений, о четких параметрах и правилах которых на областном уровне заговорили только в этом году. Есть надежда, что местные и областной бюджеты следующего года будут значительно более похожи на закон, чем на кошелек домохозяйки. Вместе с тем, если не прогнозировать ситуации подобно судебным выплатам за книгоиздательскую продукцию, то никакие железные правила межбюджетных отношений не помогут. О том, что суды удовлетворяют все иски по книгоиздательской продукции, было известно при подготовке бюджета города и эту ситуацию и можно, и нужно было предвидеть. Хотя не исключаю, что именно отсутствие четких параметров бюджетов и дало возможность мэрии спустя рукава подойти к проработке темы возможных судебных исков: гораздо выгоднее в середине финансового года представить ситуацию, как форс-мажорную, чтобы просить дополнительных денег у областного бюджета.