С тех пор, как в начале девяностых наш родной ивановский аэропорт приказал долго жить, мысли о его реинкарнации приходили в голову всем, стоявшим у руля области. Забавно, но объяснить при этом необходимость аэропорта еще не удавалось никому. Можно принять лишь фактор престижа региона – все рассказы про экономическую выгоду проекта не выдерживают никакой критики.
Не буду пытаться спорить с теми, кто в очередной раз решил потратить народные деньги на восстановление гражданского летного дела в Ивановской области. Спорить бесполезно. Вот депутаты Законодательного собрания спорят уже более полугода и выглядят при этом чертовски глупо.
В очередной раз назрела необходимость внести изменения в бюджет Ивановской области на 2002 год. Необходимость появилась в связи с увеличением доходной части бюджета на семь с половиной миллионов по акцизам на спирт за счет наращивания объемов производства на Петровском спирткомбинате. Администрация Ивановской области, ничтоже сумняшеся, предложила все эти семь с половиной пустить на восстановление аэропорта. Понять инициаторов проекта можно – в конце июля к нам должна приехать серьезная комиссия из Москвы, которая и решит, достоин ли ивановский аэропорт права на существование. Для того чтобы комиссия отнеслась благосклонно как раз и не хватает тех самых семи с половиной миллионов.
Мне лично кажется, что практически все депутаты с большим удовольствием вообще лишили бы аэропорт всяческого финансирования, тем не менее, думается, просьба областной администрации будет выполнена.
Как уже было сказано, депутаты считают аэропорт недостойным бюджетного финансирования и потому с пугающим упорством пытаются выяснить правомерность и необходимость выделения ему средств. Многие из них недавно вновь интересовались организационно-правовой формой предприятия фактически владеющего аэропортом. Точно также они интересовались этим теоретическим вопросом и полгода назад, принимая бюджет на 2002 год.
Итак, депутаты, как раз и занимающиеся дележом народных денег, не знают (во всяком случае, не знали еще неделю назад) статуса предприятия, которому выделяются средства, не знают, кто владеет предприятием, понятия не имеют об экономической состоятельности проекта, не владеют никакой информацией о будущем аэропорта. Те самые депутаты, которые не выделят каких-то ста тысяч рублей на реконструкцию коровника без серьезного бизнес-плана. Областная же администрация как инициатор восстановления аэропорта не делает никаких телодвижений, чтобы доказать свою правоту.
Еще раз скажу, что не спорю по поводу целесообразности проекта, а лишь задаюсь вопросом, почему депутаты хоть со скрипом, но дают согласие на его финансирование. Ответ есть лишь один. И его озвучил депутат Сироткин. После двухчасовых споров по поводу тех самых пресловутых семи с половиной миллионов он устало сказал: «Если бы на сегодняшнем заседании ЗС был Бабич, деньги были бы выделены легко».
В чем заключается влияние заместителя губернатора Ивановской области Михаила Бабича на депутатские умы неизвестно, но это влияние поистине безгранично. Депутаты в свое время повозмущались (почему-то) судьбой Петровского спирткомбината, к сделке купли-продажи (то есть началу работы) которого Бабич имел самое прямое отношение, даже собирались провести депутатское расследование, но достаточно быстро проблема замялась. Депутаты не хотят давать денег на аэропорт, но все равно дают.
Конечно, парламентарии пытаются внести в финансирование аэропорта некий элемент пристойности. Есть такой анекдот: «Приходит мужик домой, а там его жена в постели с каким-то амбалом. Амбал вскакивает, хватает мужика за шиворот, выволакивает на кухню, ставит его в начерченный мелом круг и обещает массу неприятностей, если тот переступит через черту, пока сам занимается любовью с его женой. Выходит потом амбал, а мужик заливается от смеха: «Пока ты с моей женой кувыркался, я дважды за круг заступил».
Депутаты, зная, что выделить деньги все равно придется, тоже придумывают различные способы, чтобы переступить черту пока их имеют. Одним из вариантов стало предложение, согласно которому деньги будут выделены при условии, что столько же будет выделено на детский отдых, и еще столько же — на сельское хозяйство (всем по семь с половиной миллионов). А означает это предложение то, что бюджет области на 2002 год станет дефицитным.
Сумма дефицита, в общем-то, не так уж и велика, но все равно неприятна, поскольку к отношение федерального центра к дефицитным бюджетам субъектов РФ весьма негативное. Вторым предложением, а-ля выход из круга, стало предложение снять те же семь с половиной миллионов со статьи по финансированию госуправления с аргументацией, типа, тогда сразу лишние деньги найдутся…
Что же будет с аэропортом неизвестно. Представители областной администрации обещают, что в случае нормального финансирования, первой самолет взлетит в начале июля. Впрочем, когда взлетит самолет совершенно не важно. Как правильно сказал депутат Коньков, нам самолеты не нужны, нам бизнес нужен. Что будет с бизнесом неизвестно. Чиновники молчат, депутаты не настаивают. Может, Бабич знает.