Через месяц, а именно, девятнадцатого апреля состоится внеочередное собрание акционеров нефтегазовой компании «Славнефть-Ивановонефтепродукт». На повестке дня единственный вопрос – о присоединении ивановской «Славнефти» к «Славнефти» ярославской, результатом чего явится реорганизация ОАО «Славнефть-Ивановонефтепродукт» в ивановский филиал ОАО «Ярославнефтепродукт». Официальное объявление о дате внеочередного собрания и повестке дня уже опубликовано.
«Славнефть» является открытым акционерным обществом, поэтому среди ее акционеров есть и те, кто не имеет отношения к собственно бизнесу компании и не входит в ее структуры. Вместе с тем, по поводу реорганизации компании на внеочередном собрании акционеров будет проведено голосование, что формально может служить поводом думать, будто акционеры могут и не дать своего согласия на присоединение к Ярославлю и, как следствие, потерю известной самостоятельности. Однако же нет никаких сомнений в том, что контрольный пакет акций ивановской «Славнефти» принадлежит самой «Славнефти» и, возможно, каким-либо дочерним структурам. Решение о реорганизации, безусловно, принято руководством «Славнефти», поэтому и голосование девятнадцатого апреля будет, по всей видимости, простой формальностью.
«Славнефть» – последний осколок крупных федеральных (теперь можно будет сказать, что и трансконтинентальных) компаний и акционерных обществ, теряющих на территории Ивановской области всякое подобие самостоятельности и, превращающихся в банальные филиалы, хотя и с сохранением банковских и прочих реквизитов. До этого путь слияний и реорганизаций прошли: Северная железная дорога (ушла в Ярославль), Сбербанк (ушел в Ярославль), в феврале «Ивтелеком» присоединен к ОАО «Центртелеком» (Москва). И вот теперь «Славнефть».
По сути, единственной более-менее самостоятельной крупной межрегиональной компанией-монополистом и крупным налогоплательщиком в Ивановской области остается теперь только «Ивэнерго». Но нет сомнений, что и это ненадолго. Пути и методы реорганизации «Ивэнерго» будут отличаться от тех, что мы наблюдали в последнее время, так как это будет происходить в рамках реформы РАО «ЕЭС России» с разделением компании на генерирующие, сбытовые и электропередающие составляющие, но сути дела это не меняет – внутрирегиональная самостоятельность также будет потеряна, а точнее сказать, ликвидирована.
На фоне реорганизации «Славнефти» уже несколько по-иному выглядит суета вокруг так и не принятого закона о переводе АЗС на уплату единого налога на вмененный доход. В случае перемещения головного офиса компании в другой регион, налоги, уплачиваемые ею, все равно остаются там, где есть недвижимость и где компания получает доход, но деньги собственно компании, очевидно, плавно перетекают туда, где находится управление. Ярославль предпочтет направлять прибыль и свою, и ивановскую на развитие ярославской сети. Таким образом ситуация с налогами хоть и не изменится, но инвестиционные потоки «Славнефти» из Иванова уйдут. Единый налог позволял бы администрации области максимально перераспределить налоговые платежи в свою пользу (перенаправив их из местных бюджетов). Становится понятной причина, по которой идею перевода АЗС на уплату единого налога так активно продвигал губернатор и почему в ответ на непринятие закона депутатами Законодательного собрания, он это воспринял настолько болезненно (то есть с обвинениями депутатов во взяточничестве). Владимир Тихонов продемонстрировал реакцию, которая бывает у человека, когда он абсолютно убежден в чужой неправоте и не может понять, как это возможно с ним не согласиться. Вместе с тем, ни до, ни во время обсуждения изменений в законе о едином налоге, ни разу не зашла речь о грядущем присоединений ивановской «Славнефти» к ярославской. Сомневаться же в том, что три недели назад об этом было известно и самой «Славнефти», и губернатору – не приходится. Можно предположить, что это был некий пиар: то есть администрация области сочла за лучшее в тактических целях не упоминать реорганизацию «Славнефти», по каким-то своим резонам полагая, что это помешает прохождению закона. Закон не прошел все равно. Если бы губернатор и «Славнефть» взывали бы к патриотизму депутатов (мол, деньги уходят из Ивановской области, так давайте, хотя бы налоги перераспределим в свою пользу), то все равно, неизвестно к какому мнению пришли бы народные избранники: судя по всем перипетиям, сопутствовавшим голосованию, наши областные депутаты могли принять только отказное решение.
Постепенный перевод крупных межрегиональных структур на территории Ивановской области из почти самостоятельного положения в откровенно зависимое (филиалы), в большинстве случаев комментируется, как политическое решение – в русле президентской линии на централизацию власти. С одной стороны, это не лишено смысла, но гораздо более логичным представляется то, что происходит оптимизация управления крупных монополистов, с целью повышения их экономической эффективности. Другой вопрос, что Ивановская область, в силу объективных причин не становится центром такой оптимизации, все более превращаясь в чисто номинальный субъект Федерации.