Конфликт между исполнительной и законодательной властью в какой-то мере существовал, и будет существовать всегда. По большому счету, само существование этого конфликта является, как бы пафосно это не звучало, гарантом демократии. Но у каждого подобного конфликта существуют некие границы, позволяющие законодателям и исполнителям не только сосуществовать, но и достаточно плодотворно работать. Скандал же, который разразился в Ивановской области, показывает, что в нашем регионе эти границы могут быть преодолены.
Поводом для очень некрасивой и весьма дурно пахнущей истории послужил очень прибыльный горюче-смазочный бизнес. Губернатор Владимир Тихонов внес в Законодательное собрание Ивановской области законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», предлагающий перевести розничную торговлю горюче-смазочными материалами на уплату единого налога на вмененный доход.
Есть масса мнений по поводу перспектив этого перехода. Некоторые говорят, что переход на «вмененку» выгоден лишь ОАО «Славнефть-Ивановонефтепродукт», оккупировавшему около двух третей бензинового рынка региона: он способен погубить все мелкие частные бензозаправки, привести к полной монополизации отрасли и росту цен на бензин. Другие считают, что «вмененка» живительным образом скажется на бюджете региона (единый налог платится в основном в областной бюджет). Но в данном случае это не важно. Важно, что, разногласия, как уже говорилось, привели к грандиозному скандалу.
Вопрос о законопроекте обсуждался в ЗС неоднократно. И вот 27 февраля, за день до пленарного заседания, на котором депутаты должны были официально выразить к нему свое отношение, произошла знаменательная встреча губернатора Владимира Тихонова с председателем Законодательного собрания Владимиром Гришиным. Мы не можем со стопроцентной гарантией утверждать, что было на ней сказано, но, по нашим сведениям, Тихонов обвинил депутатов ЗС, ни много ни мало, во взяточничестве!
В связи с этим, журналисты с особым предвкушением ждали на заседании Законодательного собрания обсуждения именно этого вопроса. Несмотря на то, что в повестке дня судьба бензозаправок стояла практически в самом начале, вопрос рассматривали последним, причем без журналистов, и в режиме тайного голосования. Очень краткое содержание обсуждения: двадцать восемь депутатов проголосовало против губернатора, один (герой, оставшийся неизвестным) – за, один (конформист или так и не вникнувший в суть вопроса) — воздержался.
Смысл закрытости обсуждения председатель бюджетного комитета ЗС Андрей Мельников объяснил просто и без изысков: «Поливали депутатов грязью». На, в чем-то риторический, вопрос, кто поливал, Андрей Владиславович так многозначительно и риторически улыбнулся, что стало ясно, что поливали представители областной администрации (либо представитель губернатора в Законодательном собрании Алексей Жбанов, что менее вероятно, либо начфин всея области Александр Грузнов).
Слова Мельникова стали косвенным подтверждением справедливости сведений о напряженном разговоре между Тихоновым и Гришиным. Сам же Гришин защищался после пленарного заседания от журналистов витиевато, но бестолково. На простой хоть и провокационный вопрос, «какие, по словам губернатора, машины получили депутаты ЗС от владельцев частных бензоколонок в обмен на лояльность», Владимир Сергеевич отвечать отказался. Он вяло парировал: «Ничего такого официально сказано не было», но, как честный человек, не смог заявить, что подобного разговора не было вовсе: «Без комментариев».
Какие же выводы можно сделать из всех этих событий? Не вызывает сомнения, что губернатор вряд ли из одних соображений о пополнении областного бюджета обвинил депутатов Законодательного собрания в продажности, забыв о всякой политкорректности. Вряд ли он позволил бы себе столь резкие высказывания, прекрасно представляя себе, что в сегодняшнем информационном мире, его наезды не имеют шансов быть неуслышанными широкими слоями общественности в лице журналистов, смачно плевавших на все чиновничье-депутатские закрытости. По нашим сведениям, отнюдь не все депутаты голосовали против перевода предприятий, занимающихся розничной торговлей горюче-смазочными материалами на уплату единого налога на вмененный доход, исключительно благодаря врожденному чувству глубокого понимания принципа социальной справедливости. Наверняка, Тихонов действительно владеет действительно обширными познаниями о депутатах, из меркантильных побуждений лоббирующих чьи-то интересы в бензиновой отрасли. Но, скорее всего, Владимир Ильич не обладает, как говорят юристы, достаточной доказательной базой.
Как будет разрешен конфликт, остается загадкой. Губернатор, выдвинув, хоть и не публично, очень серьезные обвинения в адрес депутатов, теперь не может проглотить депутатскую пилюлю в виде столь категоричного отказа принять изменения в закон о едином налоге. А это означает начало войны. Причем, отказ от военных действий со стороны губернатора будет означать его поражение.