Декабрьские выборы 2000 года не позволили собрать Ивановскую городскую думу, причём виновниками отсутствия кворума стали главный ивановский правозащитник — Сергей Вальков и главный автобусный перевозчик — Николай Журавлёв. Они были избраны одновременно в Законодательное собрание области и городскую думу. И предпочли ОЗС.
После проигрыша в декабре 2000 года на выборах мэра города Извиль Салихов решил попытать счастья на довыборах депутатов. Уже тогда было ясно, что его главная цель — получить большинство в городской думе и стать её председателем. Именно с этой целью и шла целая команда. Новоиспечённому мэру, Александру Грошеву, явно не нравилась перспектива получить в председатели Салихова. Именно поэтому вся избирательная машина, работавшая в декабре на Грошева и Головкова, была направлена против команды Салихова. Тогда и появился так называемый «список мэра», т. е. людей, противопоставленных салиховской группе. Из десяти не занятых в думе мест в итоге четыре достались салиховцам (Салихов, Газарян, Федосов, Морозов) и два — грошевцам (Белолапова и Тихомиров).
Если до 4 марта 2001 года мэр Грошев рассчитывал поставить на пост председателя гордумы своего человека (Ольга Белолапова), то после окончания довыборов стало ясно, что это все-таки не удастся. Противоборство Грошева и Салихова разгорелось с новой силой. Начались переговоры, создавались альянсы. И здесь Александр Грошев вспомнил опыт своего предшественника Валерия Троеглазова. У того тоже был неудобный кандидат в председатели, если кто помнит, — Владимир Бочков. Грошев не стал испытывать судьбу и, как и Троеглазов, поставил на Вячеслава Куликова. С выборами так торопились (наверное, чтобы депутаты не передумали), что их провели через два дня после официального опубликования результатов выборов в печати. Результат был достигнут. Единственной ложкой дёгтя оказались выборы председателя комитета по бюджету.
***
В Ивановской городской думе он называется «комитет по бюджету, местным финансам и налогам». Интересно, что, когда формировались комитеты, название предлагалось изменить. Налоги хотели отдать комитету по экономике, но уверенный в себе Леонид Линдер, занимавший сей пост и в думе прежнего созыва, предложил оставить, как было. Но группе Салихова удалось провести в председатели ректора ИГАСА Сергея Федосова.
Поначалу комитет оказался самым боевым. Именно члены комитета по бюджету заметили изменения в принятом думой решении о величине арендных ставок в зданиях муниципальной собственности. Скандал получился оттого, что председатель думы Вячеслав Куликов взял да и самолично изменил текст уже принятого решения. Куликов устроил истерику, и требовал наказать тех, кто посмел открыто обвинить его в подлоге. В этом он нашёл поддержку и части депутатов. Так, на закрытом заседании думы Ольга Белолапова высказалась о недопустимости выносить «сор из избы». К чести депутатов, большинство оказалось не на стороне Куликова и Белолаповой и объявило своему председателю выговор.
После скандала работа комитета осложнилась. Аппарат думы в нарушение положения о комитете стал самовольно передавать многие вопросы, которые должны рассматриваться комитетом по бюджету, в другие комитеты. Удивительно, но единственным человеком, который как бы не замечал всего, что происходило вокруг комитета, был его председатель — Сергей Федосов. В июне 2001 года была предпринята попытка его смены. Для этого в комитет в спешном порядке было введено сразу пять депутатов, а до этого под непосредственным руководством Куликова было заблокировано избрание Григория Газаряна и Алексея Ваганова заместителями председателя комитета.
Впрочем, на открытое противоборство с Федосовым Куликов всё же не пошёл. Председателя комитета задвинули при помощи аппаратных манипуляций. Администрация каждые два месяца вносила изменения в бюджет города, при этом депутатов ставили лишь в известность, что деньги можно истратить только туда, куда они указали. Весной и осенью депутатов просто заставляли согласиться с выделением денег на погашение задолженности перед АО «Ивэнерго». При этом довод был один: не заплатим — завтра начнутся массовые отключения. Депутаты соглашались. Деньги выделяли, а веерные отключения всё равно продолжались. На вопросы, почему так происходит, администрация города вновь предлагала увеличить расходы на погашение долгов перед энергетиками.
Потом у бюджетного комитета забрали право на первоочередное рассмотрение вопросов о предоставлении налоговых льгот, передав его в комитет по экономике. К осени прошлого года комитет окончательно потерял вес. Сергей Федосов перестал готовить заседания комитета, передоверив их подготовку руководителю аппарата думы Борису Мошнину, который зависит от Куликова во всем. Любопытен пример со сметой расходов городской думы, которая так и не была рассмотрена комитетом, причем уже сам Федосов фактически проигнорировал настойчивые попытки членов комитета разобраться в этой очень интересной проблеме.
Апофеозом же превращения работы бюджетного комитета в профанацию стало принятие бюджета 2002 года. Бюджет принят без комитетского заключения.
Почти все свои последние заседания комитет проводит лишь совместно с каким-либо другим комитетом. Среди депутатов уже открыто высказываются предложения о переизбрании Федосова. Думаю, что так и произойдёт.
***
Комитет по экономической политике — как бы зеркальное отражение комитета по бюджету. После того как было принято положение о комитете, его члены с трудом представляли, чем станут заниматься, ибо разрабатывать экономические прогнозы — дело трудное, сугубо теоретическое и далекое от практического влияния на текущую ситуацию. И тут помог всё тот же Вячеслав Куликов. Понимая, что председатель комитета Ольга Белолапова — протеже мэра Грошева, Куликов стал искусственно повышать комитетский авторитет, расширяя его функции за счет федосовского комитета. Что дальше может произойти с этим комитетом? Возможно, он сольётся с комитетом по бюджету (как это было раньше). По крайней мере, все вопросы, отнесённые к компетенции комитета по бюджету, сейчас рассматривает именно комитет по экономической политике. Соответственно, и пост председателя объединенного комитета, вернее всего, займет Белолапова.
***
Комитет по городскому хозяйству возглавил Извиль Салихов. Эта должность ему досталась как утешительный приз за проигрыш места председателя думы. Вообще, в отличие от других комитетов, комитет по городскому хозяйству рассматривает вопросы, которые затрагивают всех жителей непосредственно. Веерные отключения, подготовка к зиме, строительство. Думается, что если Извиль Салихов захочет, то его комитет станет самым неудобным для администрации города. Вот, например, такая функция: «комитет рассматривает и даёт заключения на пакет документов, представленных для проведения конкурсов и аукционов на право аренды земельных участков для строительства объектов». Т. е. ни одно более или менее крупное строительство в городе не может пройти мимо Салихова. Согласитесь, изрядный рычаг для влияния на мэрию. Впрочем, пока никаким особенным противостоянием исполнительной власти бывший заместитель Троеглазова не прославился. Может, зря Грошев так уж сопротивлялся избранию Салихова в председатели думы?
***
О социальном комитете, возглавляемом динозавром местной политики, главврачом первой горбольницы Игорем Альпером, ничего плохого или экстраординарного сказать нельзя. Собравшиеся в комитете врачи и учителя лоббируют, как могут, интересы коллег, быть может единственных, кто по-настоящему нуждается в лоббировании.
***
Последним в нашем обзоре будет комитет с самым длинным названием — «комитет по законности, общественной безопасности, местному самоуправлению и защите прав потребителей». Его возглавляет Николай Умеренков, человек, который никогда не был связан ни с законностью, ни с безопасностью, да и с местным управлением. Избрание бывшего управделами обкома комсомола — опять же результат мартовских выборов председателя думы. По некоторым источникам, Умеренков обещал свою поддержку Салихову, но в последний момент переметнулся к Куликову. Именно за это ему и был дан пост председателя комитета по законности. Думаю, если бы не близость Сергея Морозова к Извилю Салихову, то именно он стал бы председателем.
Основная работа комитета — юридическая экспертиза документов, которые рассматриваются городской думой. Учитывая, что юрист в комитете один (Морозов), то результат неутешительный. Главную свою задачу комитет так пока и не выполнил. Это принятие регламента думы. Вот уже около семи лет Ивановская городская дума живёт по временному регламенту и, судя по тому, что нет даже проекта нового регламента, будет жить ещё столько же. Именно временный регламент позволяет превращать рабочие заседания думы в пленарные, те, в свою очередь, в закрытые, и опять в рабочие, т. е. манипулировать депутатами так, как того захочет председатель думы и ее аппарат.
Другая проблема комитета по законности — изменения в Устав города. В середине 2001 года прокуратура города выдала целый пакет протестов по несоответствию Устава федеральному законодательству. Дума создала комиссию и поручила ей к 1 октября подготовить новую редакцию Устава. В эту комиссию в полном составе входит весь комитет по законности и все председатели комитетов, но, видимо, разногласия с мэром у комиссии столь велики, что она до сих пор не предложила депутатам никакого документа. Вообще комитет по законности не разработал сам ни одного документа, а многие предложения других комитетов просто игнорирует. С августа прошлого года он не может дать заключения по положению о бюджетном процессе.
Впрочем, нет. Один законопроект комитет-таки родил, причем суперзаконопроект — о возможности переизбрания председателя думы. Очень полезное начинание.