Левитан в Присутственных местах

23 июля в Музейно-выставочном комплексе «Присутственные места» (Плёс, Соборная гора, 1) представят 11 произведений Исаака Левитана из частного собрания коллекционера Алексея Жилина. Некоторые из картин известны, многократно экспонировались на выставках и воспроизводились в печати, другие – впервые предстанут в Плёсе перед зрителем.

Особый интерес у гостей выставки вызовут «плёсские» работы Левитана. Спустя почти полтора столетия они на время вернутся в городок на Волге, где когда-то были написаны. Так, на этюде «Плёс» (конец 1880-х) запечатлён общий вид города; его окружённые зеленью дома и храмы виднеются среди зелени на берегу реки. На одном из представленных этюдов деревянная Петропавловская церковь — та самая, особенно полюбившаяся Левитану и изображённая им в картине «Над вечным покоем» (1894 г.). Даёт возможность вспомнить об этой картине и этюд «Пасмурный день. Закат на Волге». Предположительно, он выполнен в 1890 году во время поездки в Юрьевец, когда художник создал несколько миниатюрных работ на деревянной основе. Этюд «Церковь» в дальнейшем был использован художником в картинах «Тихая обитель» (1890 г.) и «Вечерний звон» (1892 г.). «Цветущие яблони» — этюд с таким же названием представлен в постоянной экспозиции мемориального Дома-музея Левитана в Плёсе — был подарен живописцем десятилетней дочери врача и коллекционера Ивана Трояновского. На обороте шутливая надпись: «Милой деточке Анюрке — старый хрыч И. Левитан. 1896» (художнику было 36 лет). К лучшим из пейзажей, исполненных за рубежом, относится работа «Весна в Италии» (1890 г.). Художник подарил её великой русской актрисе Марии Ермоловой. Впоследствии картина входила в состав собрания примы-балерины Большого театра Екатерины Гельцер.