Ивановское АО «Полёт» (производство парашютных систем и сопутствующих товаров) намерено открыть перед своей проходной (Иваново, Парижской Коммуны, 86) памятник создателю авиационного ранцевого парашюта Глебу Котельникову. Торжественное мероприятие будет приурочено к 95-летию «Полёта». Бетонная скульптура в полный рост разместится на постаменте из гранитных плит. Общая высота – 3 метра.
***
Предприятие основано в 1924 году по решению Иваново-Вознесенского губернского комитета биржи труда как пошивочная мастерская на основе бывшей ситцепечатной фабрики ивановского промышленника и мецената Дмитрия Бурылина. Ни о каких парашютах тогда, конечно, речи не было. Первоначальная численность персонала — 40 рабочих. Со временем производство расширялось и превратилось в фабрику «Ивгосшвей», которая выпускала рабочие костюмы и гражданские платья.
Только во время Великой Отечественной войны предприятие перепрофилируется на пошив заказов военного ведомства — парашютной техники. В связи с этим фабрика была переименована в «Швейный завод № 3 Наркомата лёгкой промышленности».
***
Глеб Котельников (1872, Санкт-Петербург — 1944, Москва) — изобретатель авиационного ранцевого парашюта. В 1910 году под впечатлением от гибели лётчика Льва Мациевича занялся разработкой парашюта. До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
В 1911 году получил привилегию (т.е., патент) № 5010 на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасывающимся парашютом. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. По большому счёту, так действуют парашюты и по сей день. Котельников лично и благополучно испытывал разные модификации парашютных систем.
В 1926 году Котельников передал все свои изобретения советскому правительству. После первой блокадной зимы был эвакуирован из Ленинграда. Умер 22 ноября 1944 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов. Примечательно, что кроме надгробного памятника других нет, если не считать скромной стелы с изображением парашюта у полигона в Котельникове (Гатчинский район Ленинградской области, до переименования в честь изобретателя — деревня Силази, где Котельников и испытывал свои парашютные системы).