Ослепление

В 2019 году Fighterbomber, человек очевидно сведущий в военных самолётах, писал про А-50:

«Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Представляет собой самолёт Ил-76, к которому приварили огромный 20-тонный локатор кругового обзора. Данная убервафля нужна как для обнаружения вражеских самолётов и кораблей и наведения на них своих самолётов, так и просто для контроля воздушной и надводной обстановки. Самая распоследняя модификация, стоящая на вооружении, это версия А-50 с литерой «У».

Основное оружие этого самолёта – локатор. В силу своей мощности он обнаруживает цели на расстоянии намного более дальнем, чем все существующие ракеты смогут его поразить. Кроме локатора имеет кучу мощных средств связи: и шифрованых, и обычных. Именно с помощью А-50 самолёты могут скрытно подкрадываться к самолётам противника без использования своих РЛ-прицелов, незаметно обнаруживать их с помощью теплопеленгатора и незаметно отстреляться по ним.

А-50 – одна из самых сложных целей для поражения. По уровню защиты примерно равна авианосцу. В силу мощности локатора ему даже не надо улетать со своей территории, он и так всё видит и знает. А если он и вылетает, то охраняется таким количеством самолётов и средств ПВО, что если когда-то самолёт ДРЛО будет поражён, экипаж истребителя или расчёта ЗРК сразу получит высшую награду своей страны, но скорее всего, посмертно.

Боевой экипаж данной машины составляет десяток штурманов наведения, которые одновременно контролируют десятки целей и наводят на них десятки истребителей. Наивные предположения о том, что из-за мощного излучения он становится лёгкой целью для ракет типа Р-27ЭП и аналогов, разбиваются о чугунную реальность того, что самолёт ДРЛО видит и самолёт, запускающий ракету, и саму ракету и в удобное для себя время тупо выключает свой адский гриб».

И вот в 2024 году, с разницей в полтора месяца, 14 января и 23 февраля, примерно в одном месте – восточное Приазовье – сбиты два А-50. Плюс ещё один самолёт, серьёзно повреждённый диверсантами на стоянке в белорусских Мачулищах 26 февраля 2023 года и отправленный на ремонт в Таганрог, после чего его судьба неизвестна. Вызывающие доверие открытые источники называют немного разное количество имеющихся в распоряжении ВС РФ А-50. Наиболее часто упоминаемые цифры 3 А-50 и 7 А-50У всегда сопровождаются ремаркой «больше не производятся». Базируются самолёты на ивановском аэродроме «Северный». В общем, российская армия, ведущая боевые действия на Украине, пока ещё не ослепла, но уже окривела. Что особенно тревожно в преддверии вероятного поступления в украинскую армию F-16.

Военный журналист Юрий Подоляка высказывает такую версию уничтожения самолётов А-50 на большом удалении от линии боевого соприкосновения, 150 км в одном случае, 250 км – в другом.

«23 февраля около 20.00 над Кубанью был сбит российский самолет ДРЛО А-50У. Буквально сразу украинская сторона (через свои источники) заявила, что это «дело рук» их системы ПВО, которая якобы ракетой ЗРК С-200 смогла достать наш самолёт. Официальные российские власти до сих пор молчат. Я же, по своим каналам выяснив ситуацию, сделал вывод, что сбили самолёт «дружественным огнём».

По той информации, которую мне удалось собрать, ситуация выглядит следующим образом.

Украинское командование разработало операцию-провокацию с использованием переделанной из ЗРК С-200 в управляемую ракеты «земля-земля». Рассчитав траекторию полета А-50У (а он ходит обычно по одной и той же восьмёрке на протяжении нескольких часов), они выпустили ракету приманку в сторону самолёта. Далее, постарались её подвести как можно ближе к борту, изображая атаку зенитной ракетой. Именно поэтому А-50У выпускал тепловые ловушки, которые видны на видео.

Наши ПВОшники, пытаясь перехватить цель и спасти А-50У, одной ракетой зацепили и собственный борт (или обе взорвались рядом), который и разбился при падении.

По сути, противник повторил схему провокации, которую когда-то применили израильские ВВС в отношении нашего самолёта управления Ил-20 в сентябре 2018 года, на который они своим маневром навели ракету сирийского ЗРК С-200».