Ситуация с «СУ-155» самая, пожалуй, масштабная за последнее время, поскольку речь идёт о неисполнении обязательств перед 30 тысячами граждан в 15 регионах России. Причём часть из них – это дольщики, с которыми проще, потому что мы кардинально изменили законодательство. А другая часть – это пайщики жилищно-строительных кооперативов, с которыми сложнее, поскольку они в связи с требованиями закона на себя берут все риски самостоятельно. Тем не менее, масштаб проблемы столь велик, что в него было вынуждено погрузиться правительство. И на сегодняшний день есть понятный алгоритм решения этой проблемы. Она не может решиться точечно по одному дому. Где-то 9 лет ждут, где-то 5, где-то люди заплатили год тому назад. Это не принципиально. Принципиально, что все эти дома должны быть достроены. Правительство пошло на беспрецедентное решение. Впервые на моей памяти происходит санация, или говоря иначе, финансовое оздоровление частной компании «СУ-155» за счёт привлечения в опосредованной форме государства.
Банк «Российский капитал», являющийся государственным, точнее, банком, принадлежащим государству, заходит и уже зашёл в качестве санатора. Он забирает все объекты незавершённого строительства, все активы, которые были у «СУ-155», всё их имущество, финансирует за счёт продажи этого имущества, за счёт собственных средств. Первые деньги уже пошли в достройку этих объектов. Не далее как в минувший понедельник мы проводили всероссийское совещание по этой тематике, которое вёл министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Там был руководитель «Российского капитала» Михаил Кузовлев, был я, были представители всех регионов на уровне замгубернаторов и дольщики, которых мы пригласили со всей страны для того, чтобы была возможность задать вопросы напрямую. Путь этот непростой. Это бывает только в сказках «по щучьему велению, по моему хотению». Если отклоняться в сторону, очень коротко скажу, что, к моему сожалению, то, что произошло с «СУ-155», должно было произойти. Я это понимал давно. Я ещё в 14-м году начал рассылать тревожные письма в Минстрой, в прокуратуру, в МВД о том, что ситуация там ухудшается, что они в массовом порядке привлекают средства граждан, и никак их не обеспечивают, через подложные схемы, и что в конечном счёте это приведёт к обвалу «СУ-155» и появлению массовой волны обманутых дольщиков.
Меня тогда не услышали. Все ответы у меня сохранились, и когда я сегодня смотрю на людей, которые рвут на себе рубашку, хотя ещё полтора года назад они писали, что всё будет хорошо, у меня это вызывает внутренний смех. Обращаюсь к дольщикам и к пайщикам, между которыми мы, кстати, не делаем различий, хочу сказать, что все дома будут достроены. Сейчас главная проблема, из-за чего люди напряжены: почему эти дома попадают в застройки в первую очередь, а наши во вторую и в третью.
Я прекрасно их понимаю, но когда речь идёт одновременно о 150 незавершённых домах в 15 субъектах Российской Федерации, 29 с лишним тысяч пострадавших семей. То есть 29 с лишним тысяч договоров, за каждым из которых стоит, как минимум, два человека. Одномоментно взять и возобновить все стройки невозможно. Поэтому алгоритм таков: сначала достраиваются объекты максимально высокой степени готовности, во вторую очередь достраиваются те объекты, которые находятся в средней степени готовности. В третью очередь – объекты, находящиеся на нулевом цикле, в котлованах.
Там огромное количество проблем, связанных с оформлением документации. Потому что, к сожалению, «СУ-155» много лет не просто был пирамидальной структурой, да простят меня его собственники, а структурой, для которой нарушение регламентных норм, норм закона было в порядке вещей. Не секрет, что «СУ-155» пользовалась достаточно активным покровительством ряда высокопоставленных чиновников, как минимум, московского правительства. Поэтому начинаем сталкиваться. Допустим, объект не завершён, а с ним невозможно ничего сделать, потому что на него нет разрешения на строительство. А разрешения нет, потому что там произошёл самозахват земельного участка федеральных земель. И пока мы не заберём из федеральной собственности часть участка и не передадим его в город, мы возобновить стройку не сможем. И так далее.
У людей вызывает вопросы и возмущение ещё один вопрос. И я отчасти с ними здесь соглашусь. Люди возмущены, что физически достраивать предлагается всё тому же господину Балакину, бывшему и нынешнему руководителю компании «СУ-155». Я отчасти согласен с людьми, если нам удастся найти другой алгоритм, при котором застройщиком будет не он, я считаю, что это будет правильно и справедливо. И самое главное, это будет прозрачно. На каждый объект мы поставим веб-камеру, чтобы люди видели, какие сроки. Создадим общественный совет, от каждого региона по одному инициативному представителю групп дольщиков туда включим, чтобы у людей была возможность напрямую взаимодействовать и получать информацию. То есть, сложностей с точки зрения обратной связи нет. Но повторюсь, конечно, людям хочется, чтобы всё было как можно быстрее. Но так не бывает.