Шендерович на шее

Великий русский поэт Михаил Лермонтов несправедливо называл чеченцев злыми.

Вложив, правда, эти слова в уста молодой терской казачки. Но большинство исследователей склоняются ко мнению, что в реальной казачьей колыбельной не могло быть слов «злой чечен». Во всяком случае, ни один фольклорист такого не записал. Чеченцы вовсе не злые, а просто вспыльчивые. Как и многие другие народы Кавказа. Вспыльчивость кавказцев происходит от этнических, природных, культурных, социальных и всяких прочих причин. Как, например, вспыльчивость гусар, классическим представителем коих был как раз сам Михаил Юрьевич, происходит, опять же, от культурных, военных и сословных причин этого узкого и специфичного круга российских дворян. Чему в немалой степени способствовали те же кавказцы знатных родов, служивших империи. Всё в этом мире не так просто, как кажется на первый взгляд.

Так вот, знакомые чеченцы очень просили не рассказывать этот поучительный случай. Но сдержаться нет сил. Наверное, опять вспылят.

Есть в Ивановской областной думе депутат Роман Ефремов. Депутат как депутат, ничего особенного. В меру ворующий. В меру обаятельный. В меру начитанный. В меру циничный. Но чёрт его дёрнул поехать на митинг в город Грозный. О чём был митинг — этого я сказать не могу, поскольку все митинги в России со времён, кажется, 1991-го года — ни о чём, поскольку, о чём бы граждане не кричали, их всё равно никто, а тем более власти, не услышат.

Но с Ефремовым дело в другом. А именно — в бороде. Она у него рыжая. Как и у настоящих чеченцев. Но кроме рыжей бороды ничего чеченского в Ефремове нет. Даже вспыльчивости. Совсем наоборот. Как выяснится чуть позже, он оказался слегка трусоват. Опять же — как обыкновенный депутат. И как обыкновенный депутат он даже не потрудился выучить хотя бы десяток чеченских слов. Всего три: «Кадыров», «Ходорковский» и «Венедиктов». Ему сказали, что на митинге эти слова будут самыми употребительными.

И вот, приходит Ефремов на митинг в своей чеченской бороде. И все окружающие чеченцы радуются присутствию Ефремова и одобрительно бьют его по плечу. Ефремов вдохновляется и начинает кричать три известных ему чеченских слова. Это было политической, да и, не побоюсь сказать, культурологической ошибкой. Первый же близстоящий молодой чеченец выпучил на ивановского депутата свои прекрасные сливовые глаза и надел ему на башку плакат, где упоминался (неизвестно в каком контексте) замечательный русский писатель Виктор Шендерович.

И Ефремов с Шендеровичем на шее позорно побежал — палкой от плаката вперёд. Кабы это были времена «товарища Шурика», так он бы врезался палкой в осла. А тут он врезался палкой в лакированный «Мерседес» одного из главных ораторов мероприятия. Слава Аллаху, что не самого главного.

В общем, наши чеченские совсем не злые друзья спасли Ефремова и даже доставили его в родное Иваново. Сейчас лежит с больным горлом и ссылается на простуду.