СУ-155 будет спасать «Российский капитал»

На совещании у первого зампредседателя правительства России Игоря Шувалова выработан механизм финансового оздоровления компании «СУ-155». Санация компании Михаила Балакина будет производиться на базе банка «Российский капитал».

Предполагается, что «Российский капитал» обеспечит финансирование достройки объектов «СУ-155» в 15 регионах страны. Средства на завершение строительства объектов компании начнут выделяться уже в этом году. Всего долговые обязательства компании (перед банками и дольщиками) достигают 40 млрд руб. Средства будут привлечены частично за счёт приобретения банком «Российский капитал» или его структурами свободных квартир в недостроенных домах, а частично — за счёт реализации активов группы компаний «СУ-155». Банк «Российский капитал» также будет привлекать инвесторов для реализации активов компании.

Помогать «Российскому капиталу» будет группа БИН — контролировать процесс строительства и передачи квартир покупателям. Не исключено, что строительные компании, входящие в группу БИН, будут достраивать объекты «СУ-155». Ранее несколько федеральных чиновников рассказывали, что санатором может выступить «Интеко» Шишханова. Компания не принимает участия в санации «СУ-155», сообщила пресс-служба «Интеко».

В октябре Минстрой создал рабочую группу под руководством министра Михаила Меня, которая в еженедельном режиме рассматривала вопросы, связанные с недостроями «СУ-155» и искала решение проблем. «СУ-155» — одна из крупнейших строительных организаций России, в ней работают 30 000 человек. Если ей не оказать помощь на государственном уровне, могут пострадать десятки тысяч людей», — комментировал тогда представитель Минстроя.

Рабочая группа изучала финансовое состояние «СУ-155». Разрыва между её активами и пассивами нет, если продать имеющееся, хватит на завершение проектов. Промышленные активы сама компания оценивает в 40 млрд руб. В портфеле её проектов — более 7 млн кв. м жилья.

Компания неправильно действовала в кризис 2008 г., не сокращала строительство, а наращивала, объяснял представитель «СУ-155»: хотели загрузить промышленность, взяли дорогие кредиты. Была и ещё одна стратегическая ошибка: за 8 млрд руб., по сути, заново построили заводы в Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле, Московской и Ивановской областях.

Подмосковные власти впервые усомнились в финансовой устойчивости «СУ-155» осенью 2014 г. В марте она допустила технический дефолт по оферте на облигации, а ВТБ, Росбанк, Сбербанк, «Глобэкс», «ГВСУ центр» и другие кредиторы подали иски о её банкротстве. В июне основной владелец группы, депутат Мосгордумы Михаил Балакин обещал, что компания начнёт расплачиваться по долгам; всего долг составлял 27 млрд руб., по кредитам — 22 млрд руб.

Компании необходимо закрыть обязательства перед 27 000 покупателей жилья, говорил её представитель, совокупные инвестиции в завершение строек он оценивал в 10 млрд руб. Однако участники рабочей группы считают, что эта цифра сильно занижена. Например, только на достройку жилых объектов в Подмосковье требуется около 5 млрд руб. Ещё столько же составляют обязательства по социальной инфраструктуре. На достройку комплексов «Каменка» и «Новая Каменка» в Петербурге требуется около 6 млрд руб.

Игорь Шувалов дал указание информировать граждан, вложивших средства в объекты «СУ-155», о процессах и сроках по вводу в эксплуатацию объектов и передаче их под фактическое заселение. Предварительные графики, подготовленные региональными властями и компанией «СУ-155», уже сформированы. «Губернаторы 15 регионов, в которых есть недостроенные объекты «СУ-155», не должны оставаться в стороне от проблем, возникших у граждан, вложивших средства в стройку, надо регулярно проводить встречи с ними, информировать их о том, что происходит, а также контролировать завершение строительства на каждом конкретном объекте», — передаёт слова министра строительства и ЖКХ Михаила Меня его пресс-служба.

Газета «Ведомости».