Год референдумов и город Шуя

2014 год можно смело назвать годом референдумов. Эта форма прямого народовластия становится всё более популярной и в России, и в мире в целом.

Инициативная группа шуян тоже обратилась в территориальную избирательную комиссию Шуи с ходатайством о проведении местного референдума. Вопрос, выносимый на голосование, выглядел так: «Согласны ли Вы с размещением производственных объектов третьего класса опасности на земельном участке площадью 595803 кв. мс  кадастровым номером 37:28:050812:0014/001, принадлежащем на праве собственности ООО «Эггер Древпродукт Шуя»?

Этот участок — территория перспективного развития завода «Эггер». Речь идёт о том, чтобы разрешить на ней только наименее опасные для окружающей среды виды деятельности — 4-го и 5-го класса.

20 марта состоялось заседание Шуйской думы, на котором все 11 присутствовавших депутатов-единороссов плюс один депутат-эсер проголосовали против референдума, сославшись на несоответствие законодательству выносимого вопроса, а 6 депутатов остальных фракций — за. Такой результат наглядно показал, что единороссы руководствовались отнюдь не юридическими соображениями. Слишком единодушно на фоне такого разброса мнений. Партийная дисциплина — страшная вещь, особенно когда остальной народ другого мнения и хочет голосовать. Прошлый год это показал наглядно — около 2 тысяч горожан поставили свои подписи под инициативой проведения референдума, но их конституционные права шуйский суд не принял во внимание, зато уважил мифическое, выдуманное право депутатки Холодовой на участие в каком-то другом, более законном референдуме, который неизвестно кто для неё должен организовать.

Какие же юридические аргументы так сплотили фракцию «ЕР», а остальных депутатов совершенно не убедили? Их озвучил председатель комитета по законности и местному самоуправлению Е. Корзенев: «Во-первых, на публичной кадастровой карте рассматриваемая часть участка не показана, поэтому она не может являться предметом рассмотрения. Во-вторых, с юга к эггеровскому участку прилегают земли Министерства обороны. Они тоже предназначены для размещения предприятий 3-го класса опасности. Не исключено, что Министерство обороны в будущем продаст их фирме «Кроностар», и та развернёт своё производство и будет конкурировать с «Эггером». А «Эггеру» вы собираетесь на референдуме запретить размещение новых объектов 3-го класса на его участке. Это нарушение федерального закона «О защите конкуренции». В-третьих, я не смог нигде найти, что результаты референдума могут изменить территориальное планирование уже размещённого объекта. Получается так, что если нет прямого действия, то налицо неопределённость правовых последствий».

Аргументация, мягко говоря, несерьёзная. Во-первых, рассматриваемая часть прописана в свидетельстве, выданном Росреестром (копии я самолично раздал всем депутатам), под особым кадастровым номером, границы и площадь её чётко определены, и только она находится под обременением — не строить объекты без утверждённой проектной документации. Выходит, чтобы наложить обременение на часть участка, информации было достаточно, а чтобы сделать уточнение насчёт класса опасности этих объектов — информации не хватает. Двойные стандарты рулят.

Во-вторых, закон «О защите конкуренции» не может отменить статью 13 закона «О защите окружающей среды», которая прямо предусматривает возможность проведения референдумов в случае размещения опасных объектов. Ссылок на конкретные статьи закона «О защите конкуренции» мы не дождались, одни общие рассуждения. Кстати, виден ли на горизонте конкурент «Эггера» в Шуе? Нет, разумеется. И не появится, особенно после дела Сердюкова, распродававшего имущество Министерства обороны. Но, даже если этот небольшой участок военное ведомство и продаст другому производителю древесных плит, мнение населения тот будет обязан спросить. Думается, население Шуи уже имеет ответ на этот гипотетический запрос. И вообще, станет ли инвестор, пребывая в здравом уме, моститься рядом с уже развёрнутым производством, древесное сырьё для которого и так завозится не только из Ивановской области, но и из соседних областей. Опять же — проблема газоснабжения. Все удобные места в России для заводов типа «Эггера» уже давно поделены.

Впрочем, похоже, разговоры о конкурентах «Эггера» в Шуе вообще не имеют смысла, потому что — пикантный момент! — на генеральном плане Шуи, принятом в конце 2012 года, участок, принадлежащий Министерству обороны, обозначен как зона предприятий 4-го класса опасности. Что-то не припоминаю, чтобы его официально переводили в другой, более опасный, класс. Более того, перевести его в более опасный класс и не могли, потому что он попадает в санитарно-защитную зону завода «Эггер», а там, согласно санитарным правилам, можно размещать только 4-й и 5-й класс.

И, в-третьих, перед голосованием я сообщил присутствующим, что если «нет прямого действия», следует руководствоваться пунктом 9 статьи 73 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», где прописаны порядок и сроки принятия органами местного самоуправления необходимых промежуточных нормативных актов.

Разумеется, мы особо и не надеялись, что эти аргументы повлияют на вышеуказанных 11 партийных депутатов. Но хотелось бы всё-таки услышать внятные юридические основания для отказа в проведении референдума. На заседании Думы они не прозвучали. Может быть, услышим их в зале суда.