Разоблачённое умолчание

Вот произведение журналистского искусства, любопытное одновременно как по содержанию, так и по отсутствию содержания. С содержанием уважаемый читатель «Курсива» сейчас ознакомится. Что же касается отсутствия содержания — то дело в следующем. Текст этот опубликован вчера в «Ивановской газете», издании правительства области. Подобные публикации очень характерны для казённых СМИ — написать всё, кроме главного, умещающегося в двух словах. Острый сюжет без главного героя. Выстрел без пули. Соитие без семяизвержения.

Восполним.

Главный герой публикации «ИГ» — Василий Скворцов, председатель Ивановского регионального отделения, член правления общероссийской общественной организации «Опора России», коммерческий директор и владелец ООО «АвтоЦентр» (торговля автомобилями), член координационного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Ивановской области, член общественных советов при природоохранной прокуратуре, УМВД, УФАС, ГУ МЧС, Роспотребнадзора, УСКР, ИРО «Единая Россия», координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Главе г. Иваново и прочая, прочая… Н-да, всё-таки мы погорячились насчёт двух слов.

Однако же — к самой статье (публикуется с сокращениями, полный текст можно найти здесь). Думается, она будет вдвойне интересна для чтения, раз читатель уже знает о разоблачённом умолчании.

***

В какой-то степени сотрудникам Ивановского монтажного управления даже повезло. В 90-е годы предприятие развалено не было, продолжало работать с прибылью, люди получали дивиденды от акций. Для простого человека суммы весьма ощутимые — до нескольких тысяч рублей в месяц. Ценные бумаги считались достаточно эффективным вложением средств, ведь такие проценты предлагал не каждый банк. При необходимости акции легко продавали своим.

Ситуация стала меняться в 2008 году, когда акциями монтажного управления заинтересовались ивановские предприниматели, которые скупили в общей сложности 60 процентов выпущенных ценных бумаг. Держателям предлагали 1300 рублей за штуку. Если учесть, что некоторые сотрудники имели по сто и более акций, то итоговая сумма за них выглядела весьма заманчиво.

Впрочем, данная цена занижена. Если учесть, что всего при приватизации выпущено 18 тысяч акций, а предприятие оценивалась в 60 миллионов рублей, то реально люди должны были просить не менее 3 тысяч рублей за одну ценную бумагу. Но это лирическое отступление: все решения о продаже принимались добровольно, обвинять кого-то бессмысленно.

Итак, контрольный пакет акций позволил новым собственникам сменить руководство и выработать новый подход к управлению. Достаточно быстро предприятие прекратило деятельность, рабочие уволились, сложное оборудование исчезло из цехов, а основным источником дохода стала сдача недвижимости в аренду. Среди этой недвижимости значится трёхэтажное административное здание с цехом-пристройкой, земля, гаражи и трансформаторная подстанция.

Но и такая схема работы просуществовала недолго. В 2009 году означенное имущество было продано третьему лицу за 1 миллион 185 тысяч рублей, то есть по цене однокомнатной квартиры. Как это нередко бывает, после перепродажи здание оказалось в собственности у компании, к работе которой имеют отношение те самые предприниматели, которые скупили контрольный пакет.

Простые акционеры, которые владеют 40 процентами акций, лишились этого источника дохода. В течение последних лет несколько человек пытаются отстоять свои интересы, но ситуация складывается не в их пользу.

Пытаясь добиться признания сделки недействительной, акционеры прошли все ступени арбитража. Однако суд пришёл к выводу, что заключённый договор купли-продажи не являлся для ОАО «Ивановское монтажное управление «Центроэлектромонтаж» крупной сделкой, требующей одобрения наблюдательного совета. В результате нынешний собственник имущества признан добросовестным приобретателем. Но вместе с тем акционерам сообщили об иных возможностях защиты своих интересов.

Когда ресурсы гражданского законодательства исчерпаны, остаётся возможность обратиться к Уголовному кодексу. Проверка, проведённая сотрудниками ивановского отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД, выявила любопытные факты. Нашла подтверждение информация об аффилированности (взаимозависимости) сделок купли-продажи. В частности, директором ООО «Ивтехнотекс», которому первоначально реализовано имущество, является сотрудник предприятия, учреждённого держателями крупного пакета акций. Проще говоря, здание и земля перепродавались не на сторону, а «своим и нашим».

Проведённые проверки устанавливают, что в результате совершённых действий Ивановское монтажное управление лишилось ликвидного имущества, но при этом в возбуждении уголовного дела правоохранительные органы отказывают. Таких отказов за годы борьбы на руках у бывших работников предприятия набралось уже более десяти. И ещё — более десяти постановлений прокуратуры об удовлетворении жалоб и направлении материалов на дополнительную проверку.

По мнению надзорного органа, необходимо исследование причин увеличения кредиторской задолженности при отсутствии деятельности организации, оценка законности отчуждения производственного комплекса без согласования цены с наблюдательным советом, заключения убыточных договоров аренды и многое другое.

Однако следственные органы состава преступления не видят. Суть ответов сводится к тому, что если бы Ивановское монтажное управление после продажи имущества ликвидировали из-за имеющихся долгов, то речь бы шла о предумышленном банкротстве. Но формально предприятие продолжает существовать, кредитов, превышающих стоимость чистых активов, не имеет, поэтому применить данную статью невозможно. «Понятие аффилированности может использоваться только в рамках гражданско-правового поля, — говорится в одном из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. — Правоохранительные органы не вправе подменять собой органы гражданского судопроизводства».

Таким образом, круг замыкается. Кроме личной обиды у акционеров остаётся неразрешимый вопрос: неужели государству не нужны налоги, которых оно лишилось в результате занижения цены?

***

Как видите, разоблачённое умолчание очень легко разрешает неразрешимый вопрос. Конечно, не нужны. Ведь Василий Скворцов состоит в общественных советах при всех правоохранительных органах.