Спикер Ивановской областной думы Виктор Смирнов сорвал голос. Что было бы неудивительно, кабы он был спикером давно — тогда осипшее горло следовало бы списать на издержки профессии. Или хотя бы просто на её название. Но в том-то всё и дело, что спикером Виктор Владимирович стал недавно. И даже случайно. Он и в депутаты-то попал случайно, поскольку народ его никоим образом не выбрал даже в столь затруднённых путинскими крючками условиях для прямого, равного и тайного волеизъявления. В спикеры он попал при следующих обстоятельствах, от народа весьма далёких.
Позвал как-то ближе к концу рабочего дня к себе в кабинет бывший губернатор Михаил Мень будущего спикера Виктора Смирнова, хлопнул его дружески по плечу и говорит:
— Эх, Витька, поросёнок ты этакий, просрал ты выборы в Кинешме… Уронил авторитет «Единой России» в одном отдельно взятом муниципалитете! Большом, заметь, муниципалитете! Вот что тебе за это сделать? Может, машинку служебную у тебя отобрать? А может, вообще из моих вице-губернаторов выгнать? Куда ты тогда пойдёшь, а? Чё ты умеешь, кроме как выборы просирать?
— Тык эта… — только и сумел вымолвить Смирнов. И тон у него сделался этакий удивлённо-жалостливый, как у пса Шарика из мультфильма про Простоквашино, когда кот Матроскин напомнил ему, беспородному, что нашли его на помойке, отмыли, а пользы от него всё равно никакой.
— Ладно, не ной… Ухожу я от вас, ивановцев лупоглазых, устал. Возишься с вами, возишься, а вы только глазами лупаете… Но ведь надо же кого-то после себя оставить. Всё-таки восемь лет губернаторствовал. Как же чужих-то после себя оставлять. Чужие они, знаешь ли, чуть что не так, прежнюю власть начнут шпынять и поносить. Мне ли не знать! Значит надо своих оставить. Преданных… Ну, на хозяйстве-то тебя оставлять нельзя, ты ж ничего не умеешь, кроме как выборы просирать… Да и преданность с умелостью не очень сочетаются. А вот спикером Думы тебе очень даже подойдёт быть. Так что отдам-ка я тебе свой депутатский мандат. По партийной линии. И позабочусь, чтоб тебя в спикеры двинули. А ты помни, кто тебя человеком сделал. Да смотри, со сметой думской не очень-то балуй, машинки служебные часто не меняй, зарплату часто не индексируй. Скромнее будь, а то осипнешь от счастья. Какой же ты тогда будешь спикер — без голоса-то.
И вот, поди ж ты, как в воду Мень глядел. Опытный политик. Душевед.
Смирнов осип.
И что самое обидное — в самый неподходящий момент. В минувшую пятницу, 13-ого декабря. Перед пресс-конференцией, на которой он должен был прокомментировать послание Путина Федеральному Собранию. О, Боже! Комментировать послание Путина мерзким сиплым голосом! Это же если не государственная измена, то, как минимум, глумление и ползучая фронда. А не комментировать — ещё хуже. Те же фронда и глумление, так ещё и журналюги удивятся: почему это Смирнов ездил президента слушать в режиме реального подобострастия, пресс-конференцию собрал — и вдруг на попятный? Уж не таит ли мысли? Не боится ли ляпнуть что-нибудь не то?
Скрепил Виктор Владимирович сердце, велел секретарше заварить целый титан чаю и носить его ему большими чашками каждые десять минут, бесполезно прокашлялся в кулак и пошёл к микрофонам и телекамерам…
— Президентом поставлена задача проанализировать действующее законодательство и подготовить свои предложения по данному вопросу, — просипел Смирнов и выпил чашку горячего чаю.
— Глава государства указал конкретные способы совершенствования этой работы с тем, чтобы уже к 2017 году каждая российская семья… — ещё просипел Смирнов и выпил ещё чашку крепкого чаю.
— В этой работе примут активное участие и депутаты Ивановской областной думы, — шептал надсаженным голосом Смирнов, выпивая третью чашку.
— Регионам поручено провести ревизию нормативно-правовой базы. Это позволит создать открытую и понятную процедуру, — мучил носоглотку Смирнов, выпивая пятую чашку. На ней-то он и понял, что пора срочно переходить к вопросам и ответам, а то до конца чёртовой прессухи взорвётся не только горло, но и мочевой пузырь…
Здесь его и поджидал въедливый и гадкий телерепортёр Хохлов, которого вообще все спикеры боятся, а не только спикер Облдумы:
— Вот Вы, Виктор Владимирович, такие правильные слова говорите. И свои, и президентские. А за воду не платите! Во! У меня и скриншот есть с сайта судебных исполнителей! 19 тысяч 469 рублей и 92 копейки долгу…
— Это политический заказ, — окончательно умирающим голосом ответил Смирнов и капнул зря переработанным чаем в брюки.