Кораблекрушения на Волге

<p class=\"MsoNormal\"><em>Волга, такая безмятежная и ласковая в тёплые летние деньки, в считанные секунды может превратиться в бушующее море. Это особенно хорошо известно отдыхающим на островах многочисленных волжских водохранилищ, которые не зря называют морями. А на морях, к несчастью, случаются самые настоящие кораблекрушения. Не следует забывать и о том, что Волга, как водная артерия, является по сути дорогой. Дорогой широкой, ровной и, в отличие от дорог автомобильных, за последние годы не увеличивающей число движущихся по ней транспортных средств, но всё равно опасной и непредсказуемой. Особенно для тех, кто на маломерных судах ночью выходит на фарватер.</em></p>
<p class=\"MsoNormal\">Свой рассказ я начну издалека.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Первый раз я увидел Волгу лет в 10, в Пучеже. Мой приятель, живший в бывшем нашем Сокольском районе, регулярно звал меня к себе в гости на каникулы. Очень просто объясняя, как добраться. &laquo;Садишься на автобус до Пучежа. Там спрашиваешь: где паром? А на другом берегу реки я тебя буду ждать&raquo;.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Такое, конечно, было возможно только в советские времена. Я, не долго думая, взял у мамы три рубля, сел в автобус и приехал в Пучеж. Горожане указали мне пристань. Я подошёл, осведомился, когда ближайший паром, и узнал, что до отправления ещё часа полтора. Купил в магазине булку и лимонад, сел на высоком волжском берегу и час наблюдал, как на огромный паром заезжают машины.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Когда же я подошёл к отправлению, мои подозрения подтвердились. Паром шёл в какое-то Афонино, а совсем не в нужные мне заковыристые Дресвищи. В деревню с таким древовидным названием, оказывается, ходили не паромы, а обычные теплоходики &laquo;Москва&raquo; или МО-30 (в просторечии &mdash; &laquo;мокрицы&raquo;). И отправления к тому времени, естественно, закончились. Ближайший рейс планировался на 5 часов утра.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Понятно, что я не просто загрустил, а прямо таки зарыдал. Несмотря на теплую летнюю погоду ночевать на крутом бережку мне было страшно. Это потом я научился устраивать себе стол и дом под каждым кустом. А тогда мне всё казалось чужим и неприятным. Паромщик с женой, жившие прямо на дебаркадере, меня пожалели. Накормили вкусной ухой. Добрый дедушка свозил меня на моторке на вечернюю рыбалку, и пойманные мной сорожки (местное название краснопёрой плотвы) казались мне просто гигантскими по сравнению с уводьскими &laquo;сиками&raquo;, которых я обычно скармливал кошкам. И ночевал во вполне приличной &laquo;люльке&raquo; (или как там называется кровать на корабле). Только заснуть в ту ночь мне так и не пришлось.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Река в те годы была мощной рабочей артерией. И стоило мне задремать, как очередной здоровенный теплоход издавал ужасно громкий вой. Соответственно, если я и засыпал ненадолго, то снились мне сплошь страшные кораблекрушения.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Криков своего товарища, который дождался меня только на следующее утро, я, конечно, не слышал. Ширина Волги в тех местах &mdash; около 4 км, а Дресвищи располагаются гораздо ниже по течению. Поэтому когда я на следующий день прибыл-таки в гости, друг мой спал без задних ног на сеновале. Добавлю только, что последовавшие затем босоногие каникулы вспоминаю до сих пор, как одни из лучших в жизни дней.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Я тогда, конечно не знал, что был не совсем на Волге и не совсем в Пучеже. Откуда мне, пацану, было знать, что в 1955 году при создании Горьковского водохранилища город Пучеж был затоплен. Нынешний Пучеж был перенесён на новое место.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Горьковское море с его чудовищными объёмами требовало таких же огромных жертв. Если я вам скажу, что его площадь &mdash; 1590 квадратных километров, а ширина достигает 16 км, это вам мало что скажет. А вот то, что в нём содержится примерно столько же воды, сколько до строительства всех плотин и ГЭС было во всей Волге &mdash; это показатель!</p>
<p class=\"MsoNormal\">Частичному затоплению тогда подверглись Чкаловск, Юрьевец, Кинешма, Плёс, Кострома и Ярославль! Старинная сказка о Китеж-граде в советское время была превращена в быль. Тем, кто бывает в зависимом от постоянно латаемой дамбы Юрьевце, об этом факте напоминает крест в воде.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Уж не знаю, в результате каких катаклизмов затопило древний Китеж &mdash; наш озёрный российский аналог Атлантиды, но каждая из каскада волжских гидроэлектростанций пожирала десятки и сотни деревень и довольно крупные города. Например, в книгах по истории и на старинных картах я постоянно встречал название древнего города &mdash; Молога. И удивлялся: в какого же Андропова (если кто не знает, так недолго именовался Рыбинск) эту Мологу переименовали. И только потом узнал, что он был полностью затоплен при образовании Рыбинского водохранилища. Людей переселили в новые города и посёлки, но мологжане до сих пор ежегодно садятся на кораблики и едут поклониться своему родному городу. В последние годы, кстати, эти путешествия-поминки стали привлекать гораздо больше туристов. Водохранилище обмелело, и стали видны дома, церкви и плиты мостовой! Натуральный Китеж.</p>
<p class=\"MsoNormal\">В результате такого разлива Волга ко временам распада СССР представляла собой не реку, а десяток рукотворных морей со всеми морскими принадлежностями &mdash; активным каботажем, приливами-отливами, огромными волнами, штормами и, как следствие, ежегодными кораблекрушениями. Если до революции пароходики с баржами расходились мирно, а вся опасность каботажа состояла в казаках-разбойниках, то огромная синяя трасса стала не намного безопаснее асфальтовой автострады.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Совсем недавно в ивановской части Волги произошли сразу две катастрофы.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Первая авария, правда, не привела к человеческим жертвам, зато поразила всех своей необычностью. 26 июня около трёх часов ночи около Плёса баржа врезалась в надувную моторную лодку &laquo;Стрингер&raquo;. В лодке в этот момент находился уроженец города Иваново Сергей Хавченко, который рыбачил. Рыбак тоже оказался необычным &mdash; инвалид без обеих ног. Баржа, экипаж которой ночью не заметил помехи, протащила лодку аж 70 км &mdash; до Костромы. И только в половине восьмого утра полузатопленную лодку обнаружили спасатели у железнодорожного моста рядом с Костромой. Рыбак находился в сознании, но был в стрессовом состоянии и дезориентирован. При обнаружении у<span style=\"mso-spacerun: yes;\">&nbsp; </span>него были зафиксированы множественные ссадины и ушибы на теле и голове. Мужчина госпитализирован с диагнозом &laquo;переохлаждение&raquo;.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Вторая трагедия оказалась гораздо страшнее. 13 июля опять же в три часа ночи житель Кинешмы на моторной лодке &laquo;Прогресс&raquo; перевозил через Волгу семь пассажиров, в том числе, ребёнка. Лодка пересекала реку без опознавательных огней. И была буквально смята моторной яхтой, на большой скорости шедшей по фарватеру.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Травм не получил только сидевший на носу лодки мужчина. Все остальные пассажиры пострадали. Что особенно печально, при столкновении погибла наша коллега &mdash; кинешемская журналистка Ирина Ногина. Через несколько дней в больнице скончался и владелец лодки. Люди на яхте &laquo;Crownline 270 CR&raquo; не пострадали. Её владелец &mdash; известный в Кинешме предприниматель &mdash; помог выбраться из воды пострадавшим и доставил их на берег.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Две такие разные аварии, но есть и общее. Ночь, фарватер, отсутствие сигнальных огней, безалаберность владельцев маломерных судов и невозможность предотвратить трагедию для судов более крупных. С этим Волга шутить не любит.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Поэтому я решил вспомнить крупнейшие кораблекрушения на Волге за последние годы.</p>
<p class=\"MsoNormal\">***</p>
<p class=\"MsoNormal\">Трагедия теплохода &laquo;Александр Суворов&raquo; произошла 5 июня 1983 года. Советский теплоход с именем героического полководца налетел на мост через Волгу около города Ульяновска. Погибли 176 человек.</p>
<p class=\"MsoNormal\">&laquo;Александр Суворов&raquo; являлся флагманом Волго-Донского пароходства, его экипаж считался одним из лучших. Судно отличалось роскошью. Каюты были прекрасно отделаны. Во время злополучного рейса &laquo;Суворов&raquo; был перегружен. Помимо 330 пассажиров, на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Были и знакомые членов экипажа, родственники, которым надо было в Москву. Но к трагедии привёл не перегруз судна, а жуткая, нечеловеческая халатность.</p>
<p class=\"MsoNormal\">5 июня ничто не предвещало беду. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днём рождения. В ресторане раздались аплодисменты: на &laquo;Суворове&raquo; была отменная кухня. Потом объявили аукцион. Поэтому все сразу устремились в зал на верхней палубе &mdash; и не только ради аукциона. Многим хотелось посмотреть в палубном кинозале детектив &laquo;Возвращение &laquo;Святого Луки&raquo;. До моста оставалось пять минут хода. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте &mdash; ему предстояло держать вахту ночью. Мост, оборвавший столько жизней, в Ульяновске единственный. Длина &mdash; 2200 метров. Через этот мост проходит железная дорога через Волгу в Сибирь. Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда &laquo;Суворову&raquo; до него оставалось метров сто. Теплоход шёл на предельной скорости &mdash; 25 километров в час. Всё было обычно. Кроме одного &mdash; теплоход направился в шестой пролёт моста, через который и суда меньших габаритов пройти не могли. Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролёту, пришла в ужас и начала предупреждать по радио вахтенных на &laquo;Суворове&raquo;. Никакого ответа не последовало. Диспетчеры, в полном отчаянии, успели пустить предупредительные ракеты, было уже ясно, что остановить судно или заставить его хоть чуть отклониться уже невозможно. Не сбавляя скорости, &laquo;Суворов&raquo; врезался в пролёт. Удар теплохода искривил, разрушил рельсовый путь, и мост вышел из строя.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили &mdash; в точности, как на &laquo;Титанике&raquo;, &mdash; в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка. Этот тихий, быстро погасший удар срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа забитые людьми. Удар, для некоторых оставшийся незамеченным, до такой степени потряс фермы моста, что вагоны опрокинулись, и вниз, на теплоход, посыпались уголь, брёвна, зерно&hellip;</p>
<p class=\"MsoNormal\">Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом и ещё метров триста после. И только потом &laquo;Суворов&raquo; замер на глади реки.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Тогда, в 1983 году, эксперты выделили четыре причины, приведшие к катастрофе: 1) халатность первого штурмана; 2) халатность рулевого; 3) отсутствие сигнальных огней на мосту (были сумерки); 4) никем не включённые сигнальные огни. На шестом пролёте, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролёт. Такой сигнал в виде ромба &mdash; для судов, идущих вниз по Волге, и прямоугольник &mdash; для судов, по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником&hellip; Штурман Митенков восемнадцатый раз шёл под мостом и, видимо, чувствовал себя слишком уверенно. Это погубило 176 человек и его самого.</p>
<p class=\"MsoNormal\">***</p>
<p class=\"MsoNormal\">Затопление теплохода &laquo;Булгария&raquo; на Волге 10 июля 2011 года приковало внимание миллионов людей по всему миру, и заставило ещё раз поднять вопрос об уместности эксплуатации морально и физически изношенного авиа- и морского транспорта.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Официально подтверждена гибель 122 пассажиров. В операции подъёма судна, которая продолжалась несколько дней, принимали участие не менее 10 судов, в том числе два плавучих крана. С их помощью корабль удалось поднять с 20-метровой глубины.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Кораблекрушение на Волге заставило власти начать масштабную проверку речного транспорта по всей стране. Результаты были признаны шокирующими. Большинство судов находится в плачевном состоянии, и только тотальная коррупция на местах позволяла им до сих пор оставаться на плаву. Были приостановлены рейсы всех двойников &laquo;Булгарии&raquo;. Как выяснилось, многие из них имели документы с поддельной датой ввода в эксплуатацию.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Всего в момент кораблекрушения на &laquo;Булгарии&raquo; находилось 209 человек &mdash; намного больше, чем положено судам такого типа.</p>
<p class=\"MsoNormal\">К трагедии привела обычная течь. Но корабль не мог подать сигнал SOS из-за того, что уже в первые секунды ЧП из-за попадания воды в машинное отделение остановились электрогенераторы. По этой же причине стало невозможно объявить о бедствии через громкую связь для всех пассажиров. Большинство из них не успели спастись, так как судно накренилось и затонуло в течение 3 минут, а выжившим пришлось находиться на плаву продолжительное время. По свидетельству одного молодого человека, он находился в воде около 3 часов, и видел, как мимо без остановки проследовали два судна.</p>
<p class=\"MsoNormal\">До трагедии на &laquo;Булгарии&raquo; многократно глохли двигатели, а в силовой установке даже был пожар. Корабль не раз выходил в рейс без лицензии на пассажирские перевозки.<span style=\"mso-spacerun: yes;\">&nbsp; </span>И это касается отнюдь не только одной &laquo;Булгарии&raquo;&hellip;</p>
<p class=\"MsoNormal\">***</p>
<p class=\"MsoNormal\">Сегодня на дне Волги и её притоков обнаруживаются целые кладбища затонувших судов &mdash; на некоторых участках содержание в воде железа, ядовитой краски и нефтепродуктов превышает допустимую норму в разы. Особенно это касается нижнего течения реки. В частности, в водах Волги на территории Волгоградской области всего насчитывается 133 затонувших судна, 105 из них никому не принадлежат, 71 поднято со дна. Только на дне левого притока Волги &mdash; реки Самары &mdash; в районе областного центра ожидают подъёма не менее двух десятков малых речных судов. Дно реки в пределах Саратовской области буквально усеяно погибшими кораблями, которых, по предварительным расчётам, около двухсот. У Зелёного острова полузатоплен старинный колёсный пароход &laquo;Татария&raquo;. Летом, когда спадает вода, гуляющие на лодках причаливают к остову парохода &laquo;Гончаров&raquo;, построенному более ста лет назад по заказу акционерного общества &laquo;Самолёт&raquo; в Бельгии на заводе &laquo;Коккериль&raquo;. В 60-х годах он был передан ДОСААФ, а когда денег на содержание судна у общества не стало, &laquo;Гончаров&raquo; таинственным образом ушёл под воду. Бесславно окончил свои дни военный тральщик &laquo;Саратовец&raquo;, списанный на Волгу с Балтийского флота. В начале 90-х годов его продали бизнесмену. Через год надоевшая игрушка отправилась на дно. Печальная участь постигла столетние корабли &laquo;Григорий&raquo;, собственность знаменитых пароходчиков из Перми братьев Каменских, &laquo;Бабку&raquo; саратовского купеческого пароходства и т.д.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Уникальный ледокол &laquo;Саратовский&raquo; 1896 года постройки ржавеет в водах Волги у Саратова под автомобильным мостом. Судно было сооружено по заказу рязано-уральской железной дороги в Англии, на верфи фирмы &laquo;Армстронг&raquo;. Оно во многом стало прообразом знаменитого ледокола &laquo;Ермак&raquo;. Длина &laquo;Саратовского&raquo; составляла 42 метра, ширина 10 метров, а мощность двух паровых машин &mdash; 1,5 тысячи лошадиных сил.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Там сейчас вовсю работает огромный плавучий кран &laquo;Могучий&raquo;, тот самый который поднимал &laquo;Булгарию&raquo;.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Ивановцам будет интересно узнать, что в 2010 году команде &laquo;Могучего&raquo;, работавшей у Самары, удалось поднять сухогруз &laquo;Иваново&raquo;! Это удалось сделать только со второго захода, несмотря на то, что судно было разрезано на три части. При извлечении из воды сильно заиленной центральной части весом в 250 тонн порвались стальные тросы.</p>
<p class=\"MsoNormal\">Для справки: теплоход &laquo;Иваново&raquo; (регистровый номер 3533, пр. 11, мощность 588 кВт, водоизмещение 2780 тонн). Девять лет судно находилось в затопленном состоянии в непосредственной близости от причальной стенки, создавая не только угрозу для окружающей среды, но и для безопасности судоходства. Теплоход затонул в марте 1996 года в акватории Старой Гавани вследствие кражи кингстонов, которые сделаны из цветных металлов.</p>
<p class=\"MsoNormal\"><em>Журнал &laquo;Плёс и его окрестности&raquo;.</em></p>