Две дороги между русской властью и европейским бизнесом

Есть в Иванове пивоваренный завод. Это один из 140 заводов крупнейшей в мире пивоваренной компании «AB InBev» (штаб-квартира — в бельгийском городе Лёвен).

Ивановский филиал «САН ИнБев» (так называется российское подразделение «AB InBev») — крупнейший в регионе налогоплательщик. Прежде всего — за счёт акцизов.

Ивановский филиал — спонсор международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» и рок-фестиваля «Антифабрика». И ещё он — устроитель социального экологического проекта «Нам здесь жить!» (создание благоприятной и комфортной среды проживания в городе), что особенно важно для основной идеи этого текста.

Пивоваренный завод оснащён самыми новейшими системами очистки отходов производства. Настолько новейшими, что отходов фактически нет. Это безотходное производство.

При этом к заводу нет дороги, хотя помимо прочего ивановский филиал — пивной логистический центр. Около километра при подъезде к заводу фуры угрожающе покачиваются в ямах классического русского бездорожья, издавая приятный уху зеваки, но не шофёра звон миллионов бутылок.

Если вы спросите у кого-нибудь из работников завода: а почему это крупнейшая в мире пивоваренная компания не заасфальтирует жалкий клочок российского бездорожья, то получите исчерпывающий ответ: а наше просвещённое бельгийское руководство там у себя в Лёвене искренне не понимает, почему должно асфальтировать муниципальную дорогу, если исправно платит колоссальные налоги…

***

Есть в Шуе деревообрабатывающий завод. Это один из 17 заводов непубличной семейной фирмы «Эггер» (штаб-квартира — в австрийской курортной деревушке Санкт-Иоганн).

Шуйский филиал «Эггер» налогов почти не платит. Если бы он платил то, что положено по закону, то смысла его существования в Шуе (в России) не было бы вовсе. Дело в том, что производство древесных плит из отходов от лесозаготовок, на чём специализируется «Эггер» — крайне вредно для окружающей среды. И даже не из-за страшного на слух слова «формальдегид» (каковой в выбросах завода тоже присутствует с большим превышением ПДК), а из-за мельчайшей древесной пыли. Древесная пыль — прямой путь к раку лёгких не только рабочих «эггеровских» конвейеров, но и жителей всей округи заводов.

Когда в середине 60-х годов Эггер-старший построил свой первый завод в тирольских Альпах, австрийские крестьяне были тем же самым, кто сейчас — шуяне. Рабсила Эггеров. Расходный материал для производства древесных плит. Австрийских крестьян, по большому счёту, спас не «Гринпис», а бурное развитие горнолыжного курортного бизнеса. К концу прошлого века «Эггер» был поставлен австрийскими властями перед выбором: или замкнутый цикл производства, или — вали вон из Европы. Замкнутый цикл для такого производства оказался нерентабельным. И «Эггер» свалил в Шую. Потому что достиг договорённостей с местными властями о возможности «незамкнутого цикла». О праве «Эггера» пылить на шуян и использовать их в качестве расходного материала.

С момента пуска Шуйского завода в 2005 году все имели возможность наблюдать почти публичную продажность российской власти и её результаты в самых разнообразных формах. И фальшивые экологические экспертизы, и гибель людей на производстве, и голосование Городской думы сначала за референдум, а потом против, и купленные решения судов.

И вот наступил апофеоз сотрудничества! «Эггер» построил за свой счёт дорогу к заводу. До этого большегрузы ездили через город. Все 8 лет. Хотя в изначальном (теперь уже канувшем в небытие) проекте дорога была как его часть.

В ответ власти за счёт налогоплательщика открыли в Шуе экологический пост контроля над состоянием воздуха. Так далеко от завода, что семейка Эггеров может смело приступать к строительству новых производств завода по дальнейшему отравлению горожан. Сразу же после выборов 8 сентября. А горожане со своим референдумом могут катиться куда угодно, потому что у них теперь есть красивая железная будка за два с половиной миллиона руб.