«Как на Уводи вонючей…»

Река Уводь в Ивановской области — лакмусовая бумажка развития промышленности. Уникальный водный объект.

В своём верхнем течении она превращена в водозабор для питьевых нужд областного центра. Это отдельная песня. Песня о том, как ивановцы славно отдыхают на берегах Уводьстроя и моют в реке машины. Как грибы растут в водоохранной зоне абсолютно законные коттеджные посёлки. И о том, что пересыхающая от могучей ивановской глотки Уводь, подкармливается не самой чистой волжской водицей. Станция «Водоканала» в Авдотьине всё равно всё очистит.

Уводь в Иванове — песня вторая. Чудный запах БИМовской плотины. Летний сенокос, когда косцы ходят по реке аки посуху и косами режут гигантские водоросли. Утки, отмели, камыши, срач, бензин, канализация. И отходы производств. Берега реки приятно облагородили габионами, подмостовыми переходами, нищими и крысами. Но в целом всё терпимо.

А вот третья песня — это Уводь южнее Кохмы. С рефреном: «Как на Уводи вонючей стоит город наш могучий». До сих пор помню свои жуткие детские впечатления. Очистные сооружения у деревни Сальцево. Вонь на километры, разбросанные повсюду шлепки дерьма самой разной консистенции. Сама река какого-то сине-зелёного цвета, с пеной, как у бешеной собаки. Я регулярно ездил на автобусе по мосту через Уводь на Старой Шуйской дороге. Так река не замерзала никогда, в самые крепкие морозы. Так ударно работала советская промышленность.

Глобальный кризис 90-х знаменовал чудесное превращение Уводи из гадкой жабы в весёлую зелёную лягушку. Река стала замерзать. Текстильная отрасль подыхала, а река восстанавливала свои ресурсы. На берегах Уводи в среднем и нижнем течении после долгих лет появились рыбаки!

Рыба в Уводи водится и сейчас. Но что-то изменилось.

Жители села Стромихино, что стоит при впадении в Уводь речки Страданки, уже давно сигнализируют в нашу редакцию о странных запахах, доносящихся с реки. То аммиаком пахнет, то, пардон, самым натуральным дерьмом. То ли в Иванове и Кохме проблемы с канализацией, то ли неоднократно реконструировавшиеся очистные сооружения у Сальцева (это рядом с Богданихой) дали течь, но река близ Стромихина снова стала напоминать то жутко вонючее советское чудище.

Житель Стромихина Владимир Курочкин прислал нам свою многочисленную, но лаконичную переписку с органами власти. Действительно, куда обратиться гражданину, если от реки, долго служившей селянам местом для купания, полоскания белья и источником рыбы, пахнет тухлой городской помойкой? Отправив обращения всем ответственным органам, Владимир Иванович получил, в основном, отписки.

И ещё один аншлаг.

Итак, сначала Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице начальника Минашкина рапортует, что проводится внеплановая документальная проверка ОАО «Водоканал» и берутся пробы воды в районе села Стромихино. Потом тон руководителя меняется. Оказывается, река Уводь в районе Стромихина «не относится к водоёмам 1 и 2 категории, т. е. не подлежит использованию в качестве источника питьевого, хозяйственно-бытового водопользования, а также в рекреационных целях (купание, отдых)».

Заканчивает Минашкин минорно: «В связи с тем, что контроль качества воды в водоёмах, не относящихся к 1 и 2 категории, не входит в компетенцию Роспотребнадзора, Ваше обращение направлено в управление Росприроднадзора по Ивановской области».

Однако начальник управления Росприроднадзора Носков тут же ответил селянам, что «государственный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к водным объектам, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Вот так. Без всяких там категорий. В общем, федеральные ведомства умыли руки в грязной уводьской водице. Это ж Уводь! Причём тут природа? Причём тут благополучие человека?

Вторая фаза переписки — муниципальная. Ведь вот уверяли ивановцев городские власти, что не смеют даже сунуться на берега реки, поскольку они — федеральная собственность. Но потом кто-то их убедил, что можно строить берега из габионов и запускать в Уводь лебедей-шипунов, и сразу кой-какую красоту навели. Может, и Уводь в её сельских берегах можно охранять?

Жители села обратились в администрацию Ивановского района: вот есть у нас речка Страданка, только для купания и полоскания белья она не приспособлена. Нельзя ли оборудовать, согласно закону, необходимые для соблюдения гигиены места?

Глава администрации Жубаркин доложил, что аншлаг о запрете купания в Уводи установлен. А по поводу оборудования специальных мест предложил обратиться в Богданихскую сельскую администрацию. Совет Богданихского поселения этот вопрос рассмотрел. И в очередной раз поручил главе администрации установить запрещающий аншлаг. А что касается речки Страданки, то «находится она вне границ населённых пунктов на землях пайщиков и гослесфонда».

В общем, жителям Стромихина ни купаться, ни ловить рыбу, ни черпать в реке воду нельзя. И поделать с этим власти всех уровней ничего не могут. Полномочий у них нет.

Переселить бы отдельных руководителей с берегов Уводьстроя в Стромихино, может, и нашлись бы полномочия.

Полностью материал читайте в завтрашнем номере газеты «Иваново-Вознесенск».