Евгений Гришковец о покупке архива Андрея Тарковского на аукционе «Sotheby\’s» (из интервью «Газете. ru»):
«Я практически участвовал в этом процессе. Вы знаете, что за архив боролись три стороны: Ларс фон Триер, представители руководства Ивановской области и мой друг, которого я не имею права называть. К сожалению, Ивановская область участвовала в торгах инкогнито — быть может, цена не поднялась бы так высоко, до двух с лишним миллионов долларов.
Мой друг как раз хотел спасти эти архивы и передать их в музей в Иваново — куда они, собственно, и попадут. Просто он не знал, что другой фигурант — это и есть сама Ивановская область.
Представители Триера остановились, кажется, на полумиллионе фунтов. Фон Триер не должен прикасаться к архиву. Тарковский, в отличие от фон Триера, высочайший гуманист. Очень бы не хотелось, чтобы столь ценные архивы находились в руках фон Триера.
А мой друг — просто большой любитель кино. Он звонил мне, интересовался, насколько ценны те вещи, которые представлены в архиве. А там действительно ценные вещи! Там есть, например, ещё не расшифрованные аудиозаписи. Перенести их на бумагу — очень важное дело, потому что Тарковский вообще попусту не говорил. Он отвечал по существу даже на глупые вопросы, которые ему задавали в некоторых интервью. Писать что-нибудь про гвозди, про то, как он делает крыльцо, или куда он вывозит мусор с дачи, он себе позволял только в дневнике».
P.S. от «Курсива». Замечательный писатель и рассказчик Гришковец сильно привирает. Видимо, не по злобе, а от того, что поленился и не полюбопытствовал о подробностях того, о чём говорит.
Во-первых, губернатор Михаил Мень не скрывал, что Ивановская область собирается участвовать в аукционе. И даже дал по этому поводу несколько интервью для центральных СМИ. Вот, например, интервью «Коммерсанту». Больше того. О предстоящем аукционе и желании Ивановской области говорил и министр культуры Владимир Мединский.
Во-вторых, имя друга Гришковца (он же — третий основной участник аукциона, кроме Ивановской области и фон Триера), которое он почему-то таит, тоже давно известно — это рижский предприниматель и меценат русского происхождения Борис Тетерев. И боролся он за архив с тем, чтобы оставить его в Латвии.
Впрочем, возможно, сам того не ведая Гришковец сболтнул нечто лишнее…