Что за глупые “ГАЗели”…

В августе комитет по транспорту и связи Ивановской области провёл отборы на право заключения временного договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области. В ходе этого отбора выяснилось, что не на всех маршрутах предприниматели готовы работать. К примеру, на маршрут №108 никто не заявился, несмотря на то, что маршрут очень перспективен в том плане, что начинаясь от ТЦ «Текстиль-Макс» проходит через всё Иваново. Та же история случилась и с не менее перспективными маршрутами №142 и №143.

Мы попытались разобраться в том, почему же предприниматели не идут на, вроде бы, прибыльные маршруты, но в тоже время, по утверждению руководства комитета и связи города Иваново, на городских маршрутах работает множество нелегалов, с которыми они беспрестанно борются. Так почему же предпринимателям выгоднее прятаться от представителей власти, платить огромные штрафы, постоянно судиться, нежели просто взять и заявиться на свободные маршруты и, тем самым, стать легальным перевозчиком?

Для того, чтобы выяснить причину, я встретился с несколькими «нелегальными», по мнению комитета по транспорту и связи города Иваново, перевозчиками.

Оказалось, что предприниматели не хотят идти на новые маршруты и променять своё нелегальное положение на, вроде бы, постоянный и легальный доход по нескольким причинам.

Во-первых, это отсутствие стабильности и законности на рынке пассажирских перевозок в Ивановской области. Сегодня ты работаешь, прикатываешь маршрут, а завтра к тебе могут прийти и сказать, что для того, чтобы спокойно продолжать работать ты должен ежемесячно выплачивать некоторую сумму денег определённым должностным лицам или их представителям и только в этом случае можно без проблем заниматься перевозками. В противном случае на «твой» маршрут выезжает внеплановая проверка, находится куча нарушений. Затем два варианта: с тобой расторгают договор и ты опять нелегальный или ты соглашаешься платить.

Если предприниматель соглашается платить мзду, то у него не только отбирают деньги, но и предоставляют некоторые преференции. Например, он больше может не волноваться о том, что его внепланово проверят. Или он больше может не следить за техническим состоянием своего автобуса, лишь бы ехал. Зачем вкладывать средства в покупку новых автомобилей, заниматься дорогостоящим ремонтом, покупать новые запчасти, когда всё схвачено, за всё заплачено?! Именно поэтому на дорогах нашего города так много старых «убитых» «ГАЗелей». И именно поэтому наша область находится на последнем месте по уровню аварийности на пассажирском транспорте.

Вторая причина, по которой предприниматели не идут на конкурсы, организованные комитетом, это нежелание вкладывать средства в прикатку нового маршрута из-за их первоначальной низкой рентабельности. Для того, чтобы сделать маршрут прибыльным, необходимо потратить не один месяц и вложить немалые деньги.

Некоторые предприниматели считают, что новые маршруты должно прикатывать муниципальное предприятие, так как оно финансируется из бюджета и имеет больше возможностей. В дальнейшем, в случае внесения изменения в законодательство, такими маршрутами можно было бы торговать, это был бы вполне востребованный товар.

И предприниматели боятся того, что после доведения маршрута до точки безубыточности его отнимут по схеме, приведённой выше.

Третья причина — низкие тарифы. Тарифы на пассажирские перевозки автотранспортом не менялись уже более двух лет. В то же время топливо подорожало за это время более чем на 50%, значительно подорожали запчасти и сами автобусы. У предпринимателей не остаётся средств на покупку новых автомобилей и поддержания технического состояния на должном уровне уже имеющихся.

Подведём итоги. Предприниматели предпочитают оставаться на нелегальном положении, ездить на старых «ГАЗелях», так как это приносит им хотя бы какой-то доход. Ситуацию смогло бы изменить развитие муниципального предприятия, но из-за бездарного менеджмента и разворовывания средств МУПа, оно само находится на грани выживания.