Второе пришествие на Нерль

Часть третья. Антропологическая.

Нас было пятеро. Разного возраста, образования, навыков и рода занятий. Я, например, только трындеть у костра и песни орать так, что со всей округи слушатели на машинах съезжаются, умею. А Алексей и его друг Дмитрий – наоборот – больше делали, чем говорили. Но все мы сошлись в одном мнении: владимирские селяне – это какая-то sancta simplicitas. Простите, кто не знает – святая простота. Особенно подростки.

Я помню, как много лет назад мы на Мере зашли в деревню Зуево с целью после недельного туристического слета попариться в баньке. Так население при нашем появлении все попряталось по домам. Хотя выглядели мы тогда не так страшно, как сейчас. Подумаешь: грязные, закопченные, слегка опохмеленные, кричащие: «Мы заплатим золотом». Нас чуть не за зондер-команду тогда приняли. А когда я у колодца галантно предложил зазевавшейся девушке донести ведра, она их в ужасе бросила и рванула так, что пятки засверкали. А ведь тогда по телевизору о маньяках почти не рассказывали.

Сейчас же вся Россия только и говорит об ужасном владимирском педофиле, которого теперь и все ивановские мамочки боятся. А мальчишкам – по фигу! Я не знаю, связано это с доверчивостью детей, владимирской отзывчивостью, общей безалаберностью российских родителей или надеждой, что их-то это не коснется.

Вот, увидев одно из сел, мы решили добраться до центральной площади с церковью и магазинами. Но до нее оказалось не близко. А тут как раз два пацана на скутерах подъехали. Одному лет 12, другой постарше. «Пацаны, мороженого хотите? – спросили мы с товарищем. – Добросьте до церкви». И за это самое мороженое мальчишки с горящими глазами домчали нас и до церкви, и до магазина, и обратно до реки.

И лишь потом мы с друзьями подумали. А если бы на нашем месте были маньяки? И таких пацанов, доверчивых и добросердечных, большинство. Как бы ни предупреждали.

Взрослое население, правда, гораздо больше нашей поклажей интересовалось. Однажды утром мы приготовили слишком много пищи, вот и решили котелок не мыть, а поставить на поклажу в лодке, служившей нам баржей. Эта картинка вызвала целый ряд комментариев местных мужичков на тему: «Ребята, щи-то остыли!»

Напоследок, жуткая история. Как-то уж так повелось, что в каждом нашем путешествии происходят мистические вещи. На Мере рядом с нами поселилось какое-то «Белое братство», и всю ночь над рекой неслись заунывные песнопения. В Зуеве нас хотела зарубить топором попадья – и застрелить из берданки жадный дедушка. На Нерли мы встретили НЛО, вызванное преломлением лучей разноцветных фар внедорожника в замутненных петровским спиртом хрусталиках. На Лухе встречали циклопические сооружения, построенные военными, и хибару отшельника с надписью «Подумай, нужен ли ты здесь вообще». На самой красивой лухской стоянке мы и вовсе после мощной двойной радуги наблюдали яркий дневной свет темным вечером. Где еще увидишь такое, как не на русских реках?

И вот напротив Переборова нашли мы классную стоянку. Добрые люди построили приличный вход со стороны реки. Рядом, у высоченного корабельного сосняка, заросшее футбольное поле. Но, войдя в лес в поисках дров, мы обнаружили какое-то жуткое капище.

Представьте себе огромный навес из свежесрубленных сосен буквой «Г», состоящий из стропил и столбиков для столов, а рядом, над кострищем, непонятное сооружение в виде гигантской буквы «П». Сразу вспомнилось: «Я за то тебя, детинушка, пожалую среди поля хоромами белыми, что двумя ли столбами с перекладиной». Ну, Переборово, ну перебрали!

Обсуждая, что это могло бы быть, мы методично разобрали часть капища на дрова. Спустились к реке, развели костер, поставили котелок, бросились в реку купаться. Выныриваем – а на берегу девушка. Странная такая девушка, взгляд не от мира сего, голос тихий, но усиленный речной акустикой:

– Я случайно услышала, как вы обсуждали, что это за лагерь в лесу.

(Блин, как услышала? Где она была? В траве или на дереве? А вдруг вокруг сотни таких девушек по имени Смерть с косами и бригада угрюмых сектантов? Оказалось, все проще.)

– Раз в году сюда привозят приемных детей. Пожалуйста, не разбирайте лагерь больше.

И испарилась.

Мыслей у нас сходу возникло много. Первая: «Шакал я паршивый, детей ограбил». Вторая: «Бедные дети, у нас-то их на море благотворители отправляют, а тут сосны пилить заставляют». И третья: «Так, значит, то капище буквой «П» предназначалось для баннера с названием благотворительного фонда, только под сенью которого детей могут кусать комары». И от души отлегло.

Тем более что на следующий день мы нашли такую стоянку, где нас никто не беспокоил. И мы обрели-таки долгожданную тишину, нарушаемую лишь треском костра и спокойной ночной беседой понимающих друг друга с полуслова людей.

Участники экспедиции благодарят пивоваренную компанию «САН Инбев» за помощь в организации сплава.

«Это мероприятие — не просто интересное путешествие для изучения родного края, но и акция, призванная обратить внимание на проблемы экологии, — говорит исполнительный директор ивановского филиала ОАО «САН ИнБев» Александр Зубко. — Вода — одна из основ нашего продукта и для нас крайне важно рационально её использовать и сохранять».