«В своей статье Владимир Путин проанализировал одну из самых острых мировых проблем современности. Межнациональные отношения — всегда точка бифуркации. Культурно-исторические различия, религиозное многообразие, языковой барьер — каждая из этих составляющих может быть как толчком к конфликту, так и основой поликультурной солидарности. Именно последнее и надо культивировать, сглаживая, но не маскируя, наши различия, используя национальное многообразие в качестве развивающего механизма», — сказала депутат Татьяна Яковлева.
В переводе на русский язык межнационального предвыборного общения это звучит короче и понятней: «Товарищ Путин, вы большой учёный». Эту его статью на самом деле никто не читал, включая автора, Яковлеву, корректоров и меня (потому не готов привести названия и издания), и читать не собирается — и без того понятно, что наврал, пообещав дружбу народов на основе ужесточения миграционного законодательства. Но зато Яковлева теперь имеет возможность объявить вышепоименованного кандидата в президенты большим учёным в очередной области человеческого знания, подчеркнув это употреблением слова «бифуркация».
Зря она это сделала. Могла бы предварительно хотя бы в «Википедию» заглянуть — интернет-трафик у депутатов Госдумы бесплатный и безлимитный. Как раз для таких вот случаев. В общем, ни к селу, ни к городу здесь это слово, хоть и очень многозначное. Вот статью Путина с некоторой натяжкой можно назвать «точкой бифуркации». Если она вдруг спровоцирует некое качественное изменение межнациональных отношений. Но это вряд ли. Статью-то никто не читал. Скорее, точкой бифуркации в этом деле стало убийство фана Свиридова кавказцами. А статья по отношению к тому убийству — нечто очень вторичное, очень популистское и окончательно опоздавшее. А сами межнациональные отношения — никакая не точка, а просто отношения, данные нам в своём непростом развитии.
Зато мы с коллегами по поводу бифуркации сразу вспомнили Станислава Лема и его знаменитого Ийона Тихого, который, будучи «пятничным», мог набить морду самому себе «вторничному». «Бифуркация времени-пространства — это разделение времени на несколько потоков, в каждом из которых происходят свои события. В параллельном времени-пространстве у героев бывают разные жизни», — забавлял Лем читателей изысканными извивами своей научной фантастики.
Это как раз о Яковлевой и написано.
Вот Яковлева «дветысячивосьмигодичная»: «Предложение коллег из Совета Федерации об отмене перехода на летнее время ни на чём не основано, никаких новых научных данных об отрицательном влиянии на здоровье людей часовых изменений нет.
Лично я к переходу на летнее время не отношусь негативно: мне нравится, что световой день становится длиннее. С медицинской точки зрения, такой сезонный переход можно рассматривать как тренировку организма путём адаптации к изменившимся условиям» (из интервью агентству «Новости» от 4.12.2008).
Вот Яковлева «дветысячиодиннадцатигодичная» натурально, как Ийон Тихий, бьёт морду самой себе «дветысячивосьмигодичной»: «Это долгожданное решение (президента РФ Дмитрия Медведева об отмене перевода часов — В.Р.). И как медик, я искренне его приветствую. Слишком уж сильно переводы часов сказываются на здоровье. Решение о переходе на новое «декретное» время принималось в индустриальную эпоху, а мы сейчас входим в другую эпоху — инновационную, где во главу угла ставится человеческий капитал.
Глава государства упомянул о том, как тяжело переносят коровы сезонные переводы часов. Это действительно так» (из заметки на официальном сайте депутата Яковлевой от 9.02.2011).
А теперь вот как-то вдруг выяснилось, что и коровы плохо расстаются со своим молоком во время зимних утренних доек, и детки в школы и садики плохо поднимаются, и, что особенно важно для межнациональных отношений, футбольные болельщики крайне недовольны очень поздним телепросмотром матчей, проходящих в Европе. И каждый такой просмотр грозит вылиться в точку бифуркации.
И выяснилось-то это не абы где и абы как, а на встрече Путина с избирателями, под пивко с раками (— Василь Иваныч, белые пиво с раками пьют! — Не верь, Петька, это у них рожи такие…)! А товарищ Путин — он большой учёный. Во всех областях человеческих знаний и умений. Так что, хошь — не хошь, а Яковлевой предстоит очередная бифуркация времени-пространства.