Либеральные усищи

История неудачной попытки возвращения в ивановскую политику через захват регионального отделения «Правого дела» экс-спикера Областной думы и экс-мэра Кинешмы Андрея Назарова сопровождалась множеством едких комментариев, справедливых и не очень справедливых. Один из них примерно таков: ха, армейский полковник и любитель муштры вдруг увлёкся либеральными идеями.

Полковнику, разумеется, припомнили идущие к случаю цитаты, в которых он не то чтобы поносит либеральную идею, но, мягко говоря, дистанцируется. Конечно, в момент схватки грех не попользоваться торчащим наружу ухом, чтобы смачно заехать в него. Но так ли уж в действительности кривит душой Назаров, перебираясь из «Единой России» в «Правое дело» (а сейчас — оставаясь при Михаиле Прохорове, который вроде бы собирается сколачивать свою партию, явно буржуазно-консервативного лозунга). Разве мало мы наблюдаем в российской политике переходов из одной партии в другую, потом — в третью, четвёртую?..

Современная российская политика не есть борьба идей. Она — борьба интересов, влияний, возможностей. Коммунисты, например, отказались не от коммунистической идеи в пользу идеи социалистической. Они вообще отказались от идеи в пользу лозунга, позволяющего проходить в Госдуму и лоббировать там вполне узкие и конкретные интересы конкретного бизнеса, спонсирующего партию.

Михаил Прохоров так же мало похож на идеолога либерализма, как Владимир Путин — на идеолога консерватизма. Они вообще не идеологи. Не производители идей. Они пользователи идей. Сугубо утилитарные пользователи, подбирающие к текущей политической нужде подходящую идейку. Если задаться целью, то можно легко обсмеять любого российского политика — у него непременно найдётся одна цитата, которой прямо противоречит другая цитата, всего-то недельной давности. Самый выпуклый и красочный пример тому — Владимир Жириновский, легко идеологически противоречащий сам себе в одной и той же речи.

Я вообще сильно подозреваю, что в России сейчас существует только один политик, верный одной идее — это Михаил Ходорковский. Да, пожалуй, только усевшись в тюрьму можно сохранить стройность взглядов и логичность идей. И не думаю, что современные западные политики так уж отличаются в этом от российских. Просто в России всё выглядит значительно циничнее. И даже — торжественнее, что ли. Пользователи идей не стесняются и высоко держат голову.

Так ли уж это плохо? Слепое следование одной идее вредно для мозгов. Особенно, если это мозги человека, облечённого властью. Но ведь и полная беспринципность — тоже не очень-то хорошо. Оптимальный вариант — это когда политик знает суть основополагающих общественных идей и умеет ими пользоваться. Преимущественно, разумеется, для себя. Но хотя бы чуть-чуть — и для общества.

Боюсь, что Андрей Назаров не из таких. Он оказался просто комичным. Не в политическом, а в цирковом смысле. Согласитесь, это всё-таки смешно. Полковник с усищами — и либерал. Как тут не заехать в ухо?

Журнал «Власть. Ивановская область».