Обращение к администрации Ивановской области с просьбой помочь палатками — это, конечно, верх цинизма со стороны голодающих.
Обращение к федеральным властям передать имущественный комплекс спиртзавода «Петровский» на баланс Ивановской области — это, конечно, верх мудрости со стороны администрации.
Беда с Петровским подкралась как-то неожиданно. Все ждали подвоха от текстильщиков, а в палатки переселяются, почему-то, спиртовики. И это в такой пьющей водку и сильно потребляющей спирт стране! С другой стороны, все закономерно, другое дело, что даже очевидное становится невероятным для нашей бюрократии.
С «Петровским» все было ясно уже давно. Водочно-спиртовой рынок по причине высокого спроса завален предложением. Конкуренция жесточайшая, выжить там очень сложно. Спирт же на «Петровском» при сопоставимом качестве всегда был слишком дорогой. Даже родная «Шуйская водка» и в лучшие свои годы предпочитала на местном спирте не зацикливаться. Петровский спирт никому не нужен, и не нужен уже очень много лет. Фактически, если считать спирткомбинат «Петровский» ключевым предприятием для поселка, то классическая проблема моногородов стала проявляться в Ивановской области сначала здесь, а потом уже в текстиле. В этой связи (даже безотносительно к «Петровскому») возникает множество вопросов. Как выглядит внутриобластная программа по перепрофилированию промышленности в различных муниципальных образованиях региона в контексте проблемы моноотраслей, и есть ли такая программа? Как Ивановская область реализует аналогичную программу на федеральном уровне? Существует ли концепция диверсификации экономики региона? Ведь стратегии развития области разрабатывались, принимались и утверждались. По сути, то, что мы видим сегодня — это безыдейная и бесперспективная тактика «стоять до последнего патрона», пока все не умрут. Лоббистские возможности нынешней губернской власти должны быть направлены именно на диверсификацию, а не на сохранение статус-кво.
Экономический блок областного правительства поражает своей беспомощностью. Самое заметное в его деятельности — это недавний социально-экономический прогноз. Делается он очень просто, на самом деле. Берутся параметры прогноза федерального и к ним, с учетом областной специфики, применяют понижающий коэффициент. Работа сколь простая, столь и бессмысленная.
Гавриловопосадский район — единственный в Ивановской области с плодородными землями. Существуют ли приоритеты по первоочередному развитию, поддержке и помощи (от субсидий и кредитов до Федеральных целевых программ, привлечению государственных и частных инвестиций) агропромышленного комплекса именно Гавпосадского района? Собственно сельхозпроизводство, а также переработка с успехом могли бы постепенно вывести население из зависимости от «Петровского».
Плыть по инерции, по старому иссохшему руслу — вот экономический приоритет областной администрации. Уж сейчас-то всё, умер «Петровский», под это дело — голодовку, марш протеста и проч. — надо требовать с федерального правительства дополнительных мер на развитие района. Так нет — отдайте нам имущество спирткомбината. Не дай Бог, отдадут. Сейчас, в конечном итоге, во всем виноваты чужие собственники комбината. Чего добивается губернатор, чтобы администрация несла полную ответственность: и за работников, и за имущество? Так с него сразу же надо будет налоги платить, а марши протеста до улицы Пушкина организовать станет проще, чем до Москвы (хотя, может, не так заметно). Или, может быть, областные структуры будут более эффективными собственниками «Петровского»?
Случай с «Петровским», по сути, первый действительно сложный для нынешней губернаторской команды с точки зрения управления масштабным и проблемным социально-экономическим процессом, в который вовлечены масса простых людей, а не только директора, собственники и политические оппоненты.
Развитие же ситуации вокруг «Петровского» показывает, что администрация к решению реальных, «полевых», а не паркетных проблем готова плохо. Виртуализировать проблемы и обеспечить их решение на вербальном уровне уже не получается — дыры-то настоящие.