Губернатора Михаила Меня регулярно провожают из губернаторов.
На повышение, на понижение и вбок. В послы африканской страны, в министры культуры и в губернаторы Московской области из области Ивановской. Лишь бы из Ивановской. Проводы начались сразу же, как только Мень заступил на пост. Четыре года назад. И с тех пор к открытию каждого нового политического сезона доброжелатели подыскивают ему новое местечко.
Не думаю, что в этом смысле Мень сильно отличается от подавляющего большинства других российских губернаторов. Система такая. В других странах губернаторов провожают избиратели, а у нас доброжелатели. Иное дело, что избиратели провожают один раз и навсегда (ну, случается, что избиратель вдруг забудет старые обиды и вернет губернатора, но это — редко), а вот доброжелатели могут провожать губернатора до бесконечности и без малейшего вреда для устойчивости его кресла.
Тут ведь надобно иметь в виду, что от избирателей хоть что-то зависит, а от доброжелателей ну, ровным счетом ничего. Хотя доброжелатель, быть может, куда больше избирателя хочет, чтобы от него что-то зависело. Ведь наш российский доброжелатель, он кто? Он, конечно же, не избиратель, а как раз наоборот. Апологет системы, которая — такая, как у нас, и нигде больше.
Вот назначили Меня в Иваново губернатором. И у него в Иванове сразу же образовалась масса доброжелателей. Можно даже сказать, партия доброжелателей. Или даже клан. Из тех, кто был апологетом системы внутри системы при прежнем губернаторе. А тут, хвать, и он уже апологет, но вне системы. А жрать-то хочется. Причем, как и прежде, чтобы вкусно отрыгивалось.
Вся дальнейшая политическая жизнь губернии состоит в борьбе апологетов за место в системе. В персональной борьбе, партийной борьбе, клановой борьбе. Мы наблюдаем заведения уголовных дел, социальную ответственность бизнеса, визиты под кремлевские стены, жестокие публикации в прессе, и знаем, что это происходит не от отстаивания законности, от поисков правды или от меценатского милосердия, а от борьбы.
Кстати, а кто это «мы»? Ах да! Бывшие избиратели, трансформировавшиеся в связи с победой системы в сторонних наблюдателей. Апологетами быть противно и скучно, борцами с системой быть лень и хлопотно, а сторонними наблюдателями очень даже комфортно. Еще покомфортней будет, чем быть избирателями. И здесь система проявляет удивительную жизнеспособность и универсальность.
Действительно, кто сказал, что система особенно хороша именно для апологетов — вон у них сколько забот. До назначения губернатора их было столько-то. И все за давностию лет давно поладили и распределили сферы. А губернатора назначили — их стало вдвое больше. И сферы порушились.
Уж четыре года прошло, но систему продолжает пучить. Она хоть и имеет свойство растягиваться, но вдвое увеличиться ей трудно. Вот она регулярно и пукает очередными проводами губернатора куда угодно, но только бы из Ивановской области. Значит, есть еще много доброжелателей, остающихся во вне.
Надо заметить, что они наивничают. Ведь если назначат другого губернатора, то это совсем не означает, что извне они тут же попадут внутрь. Скорее, наоборот. Ведь число апологетов уже утроится. Такова система. И поэтому она лопнет, сколько бы ни пердели доброжелатели, сдувая газы. Ведь от доброжелателей не зависит ни устойчивость губернаторского кресла, ни, уж подавно, законы природы.
Журнал «Власть. Ивановская область».