«Я чист, я чист, я чист»

В моей школе, как, наверное, в тысячах других школ Советского Союза, на стенде в коридоре, рядом с правилами поведения учащихся, торжественной клятвой «Перед лицом своих товарищей» и рекламным слоганом «Октябрята – хорошие ребята», был крупным трафаретом отпечатан «Моральный кодекс строителя коммунизма». Речь там шла, конечно, не о том, чтобы кирпичи и мешки с цементом с этой глобальной стройки не коммуниздили,  а о этических принципах страны победившего социализма.

У детей – память хорошая. Меня хоть сейчас среди ночи разбуди, я вспомню все три куплета «Гимна Советского Союза». А вот у третьего – российского – издания знаменитого михалковского текста даже первого куплета не вспомню. Вот и «Моральный кодекс» я помню до сих пор – это удивительное сочетание напыщенного стиля брежневской эпохи и афоризмов Козьмы Пруткова. Рядом расположены такие несочетаемые словосочетания, как партийные принципы «Высокое сознание общественного долга», «Братская солидарность с трудящимися всех стран» и русские поговорки «Кто не работает, тот не ест» и «Человек человеку – друг, товарищ и брат». Даже принцип трех мушкетеров сюда затесался, правда, в чуть измененном виде: «Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного».

И мы, пионеры и комсомольцы, осознавали, что отличные оценки в учебе и примерное поведение сразу выводили нас на правый фланг всего прогрессивного человечества в борьбе за мир во всем мире.

Потом, уже учась в университете, я обратил внимание на схожесть этих нехитрых принципов… с 10 заповедями христиан. То, что христианство и коммунизм вообще сильно схожи между собой, никем, кроме преподавателей научного коммунизма, никогда и не отрицалось. «Не лжесвидетельствуй» – это тоже, что и «Честность и правдивость, нравственная чистота».  «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» и «Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству», а также «Простота и скромность в общественной и личной жизни». Да и первые три заповеди в «Моральном кодексе строителя коммунизма» повторяются, только слово «Бог» в нем заменено на «коммунизм». Сравните:

«1. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.»

и

«1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма

…11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов

12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами».

А еще я выяснил, что самый древний кодекс чести был у египтян. Каждый отправлявшийся на встречу со своими собакоголовыми и кошколюбивыми богами сын древнего Нила должен был затвердить кучу правил. И пусть простят меня коммунисты и христиане, египетские правила я здесь приведу целиком. Чтобы было понятно, откуда все пошло.

 

Я не чинил зла людям.

Я не нанёс ущерба скоту.

Я не творил дурного.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого перед богами.

Я не угнетал раба перед лицом его господина.

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов в прудах её.

Я не останавливал воду в пору её.

Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях богов.

Я чист, я чист, я чист!

 

Вот оно, то главное, на чем строятся все кодексы. Включая уголовный, процессуальный и правила помывки граждан в общественных банях. «Я чист, я чист, я чист!» Лучше и не скажешь.

 

Это была присказка. Теперь о сказке. В 2009 году сразу два самых обсуждаемых в народе сословия обретают свои кодексы чести. Это чиновники и милиционеры.

На самом деле этих кодексов была масса. И до времен исторического материализма, и после. И у самых разных сословий. Я сейчас рискую насмешить наших уважаемых вкладчиков, но скажу, что даже российские банкиры приняли свой «КОДЕКС ЧЕСТИ БАНКИРА» еще в 1992 году, на втором съезде этих добрых людей! С теми же принципами – «Не обмани», «Не возжелай», «Не укради». А в 2002 году, уже на 12 съезде Ассоциации российских банков, банковские каменотесы внесли на скрижали исправления – сообразно эпохе. Например, за «попытку влияния на решения государственных органов с помощью подкупа, обмана и других противозаконных или безнравственных способов» можно будет получить «порицание», «предостережение» и даже «возложение обязанности извиниться». Правда, не упоминается перед кем.
Вот и у милиционеров свой кодекс чести уже был. «КОДЕКС ЧЕСТИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» был принят еще в 1993 году. Но он больше напоминал армейский устав: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения. Право на доверие и поддержку граждан, сослуживцев и всего народа дают сотруднику органов внутренних дел его профессиональная честь, признанная окружающими его высокая репутация, заслуженное делами доброе имя». И далее – 12 параграфов высоким штилем. Вспоминая 90-е годы, все это кажется насмешкой над гражданами.

 

В этом же году министр внутренних дел Рашид Нургалиев утвердил куда более конкретные и менее напыщенные правила этического поведения работников правоохранительных органов. Иногда, когда читаешь пункты кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, вспоминаешь «Юности честное зерцало» времен Гринева и Митрофанушки: «Перстом носа не чистить!»

Так, милиционерам настоятельно рекомендуется не употреблять алкоголь, не браниться, ходить в отглаженной одежде и не стоптанной обуви. Ни в коем случае нельзя милиционеру иметь пирсинг и тату. Нельзя курить в общественных местах и, упаси боже, иметь беспорядочные половые связи. (Тут же вспоминается дядя Степа, которому совершенно не толерантные персонажи в кино советовали: «Вы, товарищ, сядьте на пол!»)

В речи современного дяди Степы не должно быть матерных слов, грубых шуток и злой иронии. А также слов “паразитов”. Он должен быть чуток, подтянут и сдержан.

Женщинам-милиционерам тоже указали на вид – не следует сильно краситься. Мужчинам следует аккуратно стричься, тщательно бриться, со вкусом одеваться. Не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды и выбривать голову.

В общем, Дукалиса из органов явно попрут – за стриженый загривок. А Ларина – за пьянство. Я уж не говорю о суперраскрашенной Насте Мельниковой.

Но это все – декоративные моменты. Если вспомнить нашего генерала Забегалова, то он на каждой пресс-конференции повторяет, что работа органов внутренних дел – это обслуживание населения. А работники сервиса должны блюсти внешний лоск и знать основы поведения.

Главное – конечно, не это. А то, как милиционеры относятся к этому самому населению. Тут требования, предпринятые руководством МВД (и нашего УВД в частности) гораздо более строги. За бритый затылок милиционера, скорее всего, наказывать не станут, а татуировка у омоновца, наверное, тоже не станет определяющей в его служебном соответствии. А вот если незаконно заявление не принял или дело уголовное спустил на тормозах, тут уже к тебе по всей строгости отнесутся.

Кстати, параллели с христианскими заповедями и тут прослеживаются. Задержанных, а уж тем более потерпевших  предлагается возлюбить, возжелать добра из вскрытой по случаю обыска квартиры – ни-ни, ну а уж к преступникам – «И аз воздам».

Вот и завсектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами иерей Александр Шестак (кстати, полковник милиции в отставке и кандидат юридических наук) сравнил 28 заповедей российского мента с 10 заповедями Христа: «Десять Божественных Заповедей необходимо изучать в учебных заведениях органов внутренних дел. Будущим милиционерам читаются курсы религиоведения. Как же на этих курсах и в этих программах обойтись без Десяти Божественных Заповедей? Эти Заповеди в органах правопорядка воплощаются каждодневно – в работе, в жизни, в делах и в воспитательном процессе».

Начальник отделения информации и общественных связей УВД Ивановской области Владислав Радостин подтвердил, что этический кодекс, утвержденный министром, принят к действию и в нашем регионе. Так что на матерящегося милиционера в стоптанной обуви всегда можно пожаловаться.

  

А вот с Кодексом чести российского чиновника все гораздо сложнее. Он и при Петре Первом уже был, хотя и юмористический. Помните? «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и дураковатый».

Если же серьезно, то для взяточников, лиходеев и мздоимцев существует гораздо более конкретный кодекс – уголовный. Погрозить плохому дяде пальчиком или даже пообещать выгнать его с насиженного местечка, согласитесь, все-таки не одно и то же, что и 9 лет строгача или даже 3 года колонии-поселения.

Хотя попытки составить катехизис современного Акакия Акакиевича предпринимались не раз. Так, в 2002 году появился указ президента РФ Владимира Путина, в котором чиновнику предписывалось быть корректным, уважительным, терпимым, толерантным, беспристрастным, политически нейтральным, воздержанным и неконфликтным.

В том же году депутаты от фракции СПС вносили на рассмотрение в Госдуму законопроект о чиновничьей чести. В его основу легли положения заимствованной у Еврокомиссии декларации «О конфликте интересов», под которым подразумевалась личная заинтересованность должностного лица, вступающая в конфликт с интересами общества. Предполагалось, что эту декларацию будет заполнять и потом обновлять каждый год любой соискатель госдолжности. Закон приняли в первом чтении, но дальнейшее его принятие «Единая Россия» провалила. Нет, конечно, «единороссы» не были против борьбы с коррупцией, но тут возник конфликт партийных интересов. В проекте прямо указывалось, что чиновники, особенно высшие, не могут быть членами партии. Понятно, что тем же СПС и «Яблоку» этот пункт был важен, а «Единая Россия», в которую входят руководители большинства министерств и регионов, на это пойти никак не могла.

И вот в 2008 году уже сами «единороссы» стали разрабатывать этический кодекс госслужащего. Его первоначальный текст составили ученые из Российской академии государственной службы при президенте РФ под руководством профессора Владимира Соколова. В то же время, разработкой подобного кодекса чести регионального чиновника озаботились в целом ряде субъектов Российской федерации, например, в богатых Якутии и Ханты-Мансийском автономном округе.

Основной причиной создания кодекса чиновника от «Единой России» послужила, конечно, антикоррупционная кампания. Восьмая заповедь христианства «Не укради», пункт 7 «Морального кодекса строителя коммунизма «Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни» и завершающий аккорд египетской клятвы «Я чист, я чист, я чист», видимо и станут основой  нового кодекса российских чиновников.

«Нравственные требования для людей, наделенных властью, более строги, чем для людей без власти. И их ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего», – отметил в сопроводительном письме к кодексу один из авторов, профессор РАГС Владимир Соколов.

Каковы же основные положения кодекса?

Кодекс для удобства использования поделили на три части: предписывающие нормы, запрещающие нормы и рекомендации. А в последней из семи глав документа авторы предложили ввести в министерствах и ведомствах суды чести, которые будут карать за нарушение кодекса: порицать либо рекомендовать главе ведомства наказать провинившегося чиновника. Впрочем, авторы оговорились: кодекс – модельный, то есть не заменяет чиновнику совести, но зато может менять часть правил поведения в зависимости от особенностей региона.

Согласно кодексу, высший критерий для чиновника – интересы государства и только затем общества. Хотя госслужащий и должен «уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию». Чиновник должен быть лоялен, а также «поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета». Важная деталь, отмечает газета «Труд»: чиновник должен быть лоялен «политическому большинству, находящемуся у власти». Но в поведении (выступлениях, высказываниях) он обязан быть нейтрален, а также должен «полностью исключить возможность влияния политических партий на принимаемые им решения». Особенно в период выборов, уточняют авторы с целью исключения админресурса как такового.

Не согласен с политикой своего ведомства – в отставку. Бюрократ должен стремиться быть максимально открытым людям, соблюдать субординацию и честно нести ответственность, не спихивая ее (как и работу) на подчиненных. Госслужащему предписывается избегать подхалимажа, доносительства, склочничества, грубости, бестактности, унижения достоинства коллег.

Вот как комментирует эту инициативу Владимир Пехтин, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия»:

– Документ, содержащий нравственную оценку поведения государственных служащих и критерии их профессионализма, безусловно, необходим. Сейчас такие документы принимаются для внутреннего пользования на уровне отдельных ведомств. Например, принят кодекс государственного служащего в Счетной палате, в налоговой службе и некоторых других.

Однако модельный кодекс в существующей редакции нуждается в серьезной доработке. Дело в том, что многие содержащиеся в нем правовые нормы отрегулированы федеральными законами «О государственной гражданской службе», «О политических партиях», указом президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Кроме того, эксперты отмечают возможность двоякого толкования некоторых формулировок, в связи с чем возможно преднамеренное применение норм кодекса с целью сведения личных счетов между сотрудниками.

Поэтому в результате рассмотрения проекта кодекса принято решение отправить его на доработку, а также в профильные комитеты Государственной думы.

 

По словам руководителя пресс-службы правительства Ивановской области Олега Ракитова, пока ни о каком принятом для чиновников Кодексе чести в Иванове не слышали. Хотя антикоррупционная кампания, конечно, ведется и у нас. Но, надо думать, если подобный кодекс будет принят в правительстве РФ или в партии «Единая Россия», к которой принадлежит большинство руководителей нашего региона, его положения станут обязательны и для ивановских чиновников.

И они не будут чинить зла людям, наносить ущерба скоту, давить на гирю и удерживать отвес. И каждый по нескольку раз в день сможет сказать гражданам: «Я чист».

             Журнал «Власть. Ивановская область»