Загадочно для меня российское местное самоуправление. Т.е., в теории-то ничего загадочного нет. Самоуправление как самоуправление. Собрал местные подати и отремонтировал на них местные дороги. Просто — как тапка. Но это в теории.
На практике же получается, что еще проще. Просто до загадочности. До непостижимости и трансцендентальности. Российское местное самоуправление на практике — это некий космос простоты. В том смысле, что ни подати собирать не надо, ни дороги ремонтировать. Местное самоуправление — это такая вещь в себе и категорический императив. Оно существует без податей и дорог. От него не требуется приносить практическую пользу. Больше того, я подозреваю, что оно не может приносить даже практического вреда (если не считать вредом скромные казенные деньги на содержание сего категорического императива российского принципа разделения властей). Об этом самоуправлении можно лишь рассуждать, что я сейчас и сделаю, воспользовавшись подвернувшимся под руку конкретным примером. Ведь нужно же, в конце концов, это местное самоуправление хоть на что-то. Ну, хоть для того, чтобы о нем написать заметку.
В журнале «Власть. Ивановская область» я наткнулся на небольшое интервью главы Савинского района Михаила Осколкова на заданную тему: «Итоги минувшего года». Можно было бы предположить, что Осколков будет говорить о собираемости савинских податей и ремонте савинских дорог. У него ж не как у участника кружка местной самодеятельности спрашивают, а как у главы местного самоуправления. Да и формат журнала предполагает ответы по существу.
Но Осколков о податях и дорогах — ни полслова, зато выдает грандиозное, вполне загадочное и экзистенциалистское: «Долго мы будем помнить мировой финансовый кризис». Полет над гнездом кукушки, ни больше, ни меньше.
Некоторые представители российской власти бессильно разводят руками и говорят: а мы-то чё, мы ни чё, а это во всем виноваты проклятые янки и глобализм. Другие представители гневно требуют от журналистов прекратить нагнетать истерию и внедрять в слабые умы и души граждан алармистские настроения, а лучше — вообще запретить произносить слово «кризис». Наиболее продвинутые представители заявляют, что кризисом нужно пользоваться, пока горячий и пока другие не воспользовались. Но не таков Осколков…
Пока другие ломают головы и заламывают руки, он о кризисе уже вспоминает. Причем вспоминает, разумеется, не в конкретном приложении к Савину, а в обобщенном приложении ко всему миру. Как и полагается категорическому императиву. Какая уж тут, к черту, практика.
Что, впрочем, не мешает существовать в Савине паре фабрик, молочному заводику, колхозам, школам-больницам и гражданам, которые здесь трудятся-учатся-лечатся. Живут. И есть сильное подозрение, что вспоминать о кризисе, как о мрачном, но далеком прошлом они начнут еще не скоро. Они, собственно говоря, начинают кризис еще только пробовать на вкус. Они живут отдельно от савинского местного самоуправления, как и савинское самоуправление живет отдельно от савинцев. Быть может, это магия русского языка — самоуправление как управление собой. Т.е., не народовластие, а власть Осколкова над самим собой и всё.
Вот смотрите на дальнейшее подтверждение моей теории самим Осколковым. Кроме ушедшего для него в далекое прошлое кризиса, итоги осколковского года это: война в Южной Осетии и смерть Солженицына, которые смело записываем в прошлое вместе с кризисом. Это открытие офиса врача общей практики в Архиповке, который, на самом деле, открылся вопреки местному самоуправлению — Осколков почти год не мог толком взять то, что давала госвласть. Это компьютеры для школ, к которым Осколков вообще не имеет никакого отношения. Вот и все итоги.
Не берусь судить, характерен ли Михаил Осколков для российского местного самоуправления, особенно, для небольших муниципий. Или же этот персонаж уникален. Но вот председатель Ивановской областной думы Сергей Пахомов недавно заявил: «Не исключаю, что нам придется взять под контроль исполнение муниципальных бюджетов. Видимо, мы будем указывать главам муниципий, как и куда тратить деньги». Это он по поводу всё того же кризиса сказал. И это — точно характерно.
Журнал «Власть. Ивановская область»