Кризис сделает легпром европейским

Легкая промышленность покидает не только Москву, но и Петербург. Производители ищут места, где дешевле рабочая сила, а самое главное — недвижимость.

 

Интерес инвесторов к легкой промышленности в столичных городах весьма специфический. Общая рентабельность производства в отрасли — около 10%, намного больше можно заработать от сдачи помещений швейных фабрик в аренду, тем более что они расположены, как правило, в центре города либо недалеко от него. Поэтому приходящие инвесторы и не собирались вникать в тонкости пряжи, их больше интересовали просторы кабинетов будущего бизнес-центра. Отсутствие средств не позволяет швейным производствам сопротивляться, и они часто добровольно сдают площади или перепрофилируют их.

У швейных производств в Петербурге нет будущего еще и потому, что желающих работать в легпроме не очень много. Причина банальная — низкая оплата труда. Так, если в среднем по промышленным предприятиям города зарплата составляет 17 тыс. рублей, то на текстильных и швейных фабриках — около 8 тыс. «Последнее время к нам с трудом идут работать уроженцы Средней Азии и Кавказа. Приходится завозить работников из Пакистана», — сетует владелец одной из швейных фабрик. Заметно лучше обстоят дела у промышленников, например, Псковской области. Там люди менее избалованы высокими зарплатами, да и интереса к убогим советским промышленным корпусам ни у кого нет.

Государство знает о проблемах легпрома, и, по различным данным, в вопросах поддержки отрасли решено прежде всего ориентироваться на Ивановскую, Костромскую, Ярославскую и Вологодскую области.

В нынешнем году, по данным Минпромторга, индекс производства в текстильной и швейной промышленности (январь – август) в целом составил 100,6%, однако выпуск тканей снизился на 5,9%. То есть новых трендов отрасль не демонстрирует. На прошедшем в июне заседании президиума Госсовета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищенности ее работников» президент Дмитрий Медведев охарактеризовал состояние дел в текстильной промышленности как неблагополучное.

Безусловно, главной угрозой отрасли является давление импорта. Преимущественно — поступающего в Россию нелегально, то есть «освобожденного» от таможенных сборов и более дешевого. В итоге, по оценкам группы компаний «Чайковский текстиль», доля отечественного производства в легкой промышленности составляет около 19%, на официальный импорт приходится порядка 33%, рынок контрафактной продукции оценивается в 48%.

Исходя из этого, первой проблемой отрасли является отсутствие действенных заградительных мер для нелегальных поставщиков. Но такая проблема может быть решена только при успешной реализации правительственного плана по борьбе с коррупцией, а это дело небыстрое.

Между тем, по данным Ассоциации текстильной отрасли КНР, за 2007 год в Китае выпущено текстиля на 419 млрд. долларов (на 22% больше, чем в 2006-м). При этом, по подсчетам отдела экономического планирования государственной комиссии по развитию КНР, за 11 месяцев прошлого года на мировой рынок поставлено продукции на 156,6 млрд. долларов (рост — 20%).

Китайские товары легпрома более конкурентоспособны на внутреннем российском рынке, чем отечественные, и причины этого очевидны. Кроме существенного субсидирования экспорта китайскими властями этому способствует более низкая, чем в РФ, средняя зарплата  по отрасли. Параллельно китайцы практикуют нулевые ставки по кредитам на закупку оборудования и широко используют административную и таможенную поддержку своих производителей.

Стоит отметить, что «китайская угроза» отечественному легпрому не вечна. Однако в будущем она просто сменится на другую угрозу, опять же внешнюю. «Китай постепенно теряет свою конкурентоспособность в издержках производства, в то время как другие азиатские страны набирают обороты в развитии текстильной отрасли, — заявил вице-президент Китайской национальной ассоциации производителей текстиля Сунь Жуйчже. — Издержки производства возросли за счет увеличения стоимости сырья, роста уровня заработной платы, подорожания электроэнергии, снижение капиталовложений также оказывает отрицательное влияние на эту отрасль».

Тем не менее президент Нашвильского информационного отдела корпорации Globecot Роберт Антошак считает, что «Китай будет мощнейшим поставщиком текстиля в течение некоторого времени, 10-15 лет. Страны Азии, такие как Бангладеш, Пакистан и Индия, заменят Китай в сфере торговли за рубежом, в то время как Вьетнам и Камбоджа в будущем могут стать крупнейшими производителями одежды».

Правда, в последнее время внешняя угроза уступила пальму первенства внутренней — экономическому кризису. «Ситуация непростая, но отрасль имеет господдержку, — сообщила первый вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Надежда Самойленко. — Есть опасения насчет возможного ухода инвесторов, но ведется работа, чтобы этого не произошло».

Собственно, на момент написания материала кризис не вылился в массовое сокращение штатов на предприятиях, а об уменьшении объема заказов не будет распространяться ни один участник рынка. Но, как сообщил генеральный директор петербургского прядильно-ниточного комбината «Красная нить» Алексей Хрулев, его компания встретила кризисные явления через проблемы поставщиков сырья и потребителей, поскольку кредиты в их оборотных средствах занимали существенную долю. Теперь часть контрагентов осталась без кредитов и «Красная нить» вынуждена сама привлекать в оборот кредиты, чтобы сохранить объемы поставок, хотя не пользовалась этим ресурсом уже три года. «Если в начале года нас буквально уговаривали, чтобы мы взяли кредит под 10% годовых, — уточнил Хрулев, — то теперь благодаря хорошим отношениям с банком будем брать под 16%. В целом же по городу дают кредиты в среднем под 20% годовых».

В одной из петербургских компаний-поставщиков рассказали, что в силу традиции работы на рынке «коротких» кредитов здесь вынуждены брать таковые на три месяца с суммарной ставкой в 22% годовых. Увольнений не предвидится, поскольку и так «работать некому», особенно на нетоповых позициях, но есть другая проблема. Весомая часть продукции компании поставляется в гипермаркеты. Последние же под влиянием кризиса стали строить более жесткие отношения с поставщиками. Нынешние контракты с гипермаркетами были заключены в августе-сентябре, пересмотр условий соглашений произойдет в декабре-феврале, и в компании полагают, что переговоры будут трудными.

То есть кризис обостряет отношения между участниками рынка по всей цепочке «магазин — поставщик — производитель» и в более выгодном положении оказываются компании, объединяющие все перечисленные подразделения. Более того, трудности конкурентов такие компании могут обернуть себе во благо. Так, например, «Мэлон Фэшн Груп» (сети женской одежды Befree и Zarina) к концу месяца должна завершить сделку по приобретению сети Taxi из 17 магазинов в разных городах РФ.

Как сообщила руководитель отдела PR «Мэлон Фэшн Груп» Ирина Староверова, кризис для компании ощущается в том, что «все выставляют активы, а мы покупаем». По словам Староверовой, это удается благодаря политике отказа от привлечения кредитов на срок более одного месяца и акценту на работе с привлечением инвестиций.

Еще до кризиса в российском легпроме стала просматриваться тенденция развития по европейскому пути — производственные объекты постепенно переносятся в Китай, Пакистан и другие страны Азии, где есть необходимое сырье и дешевая рабочая сила, а в России остаются сбытовые отделы и головные офисы. Те же крупные торговые сети начинают продвигать собственные бренды, обходясь без услуг отечественных производителей и заказывая продукцию напрямую в Азии. Например, 7% реализуемой через сеть продукции вышеупомянутой «Мэлон Фэшн Груп» поступает с собственного производства в Псковской области, 10% – из СНГ (преимущественно из Белоруссии), остальная часть — из Азии. «Как и у всех», — согласилась Староверова. Вероятно, кризис только ускорит процесс перехода на европейские рельсы.

Российская власть не может махнуть рукой на отрасль по социальным причинам. Как сообщалось на июньском заседании Госсовета, в текстильном и швейном производстве России заняты около 425 тыс. человек, более 80% из них — женщины. Порядка 70% предприятий являются градообразующими для малых городов. Попробуй тут не поддержи!

 

Журнал «Эксперт»