Опережающий индикатор

Про югокавказцев говорить, как ни странно, особо нечего. ВТО-шмто, НАТО-хренато, Кондолиза-бля, имидж, месседж и прочий набор слов из несколько осовремененного словаря Эллочки-людоедки. Поэтому только о спорте больших (?) достижений.

 

Последнюю неделю пришлось отдохнуть. Пережить войну и Олимпиаду без хотя бы небольших каникул никак невозможно. Но теперь уж скажу. Про спорт. Про югокавказцев говорить, как ни странно, особо нечего. ВТО-шмто, НАТО-хренато, Кондолиза-бля, имидж, месседж и проч. из несколько осовремененного словаря Эллочки-людоедочки. Несмотря ни на что, выбора у нас никакого не было и то, что произошло — должно было произойти. Я придерживаюсь позиции тех (пока немногочисленных), кто считает случившийся региональный конфликт с Грузией большим благом для всех. И в первую очередь для России. Наша страна подвела черту под международными соглашениями Сталина—Рузвельта—Черчилля, чего давно уже добивались Северная Америка и Западная Европа. Теперь путь к построению нового миропорядка открыт, а мир в этом явно нуждается. Россия может вскочить на подножку почти уже ушедшего поезда. Обидно лишь то, что лавры достанутся людям, которых я не очень люблю. Так и что с того? — историческая справедливость никогда не торжествует. Ну, да хватит об этом, я ведь про спорт, все-таки.

 

Спорт очень похож на экономику. То есть спорт больших достижений на макроэкономику. И тот, и другая инерционны. Несмотря на точно измеряемое количество больших вложенных средств и научных достижений, с точки зрения управления и получения конкретных результатов спорт и экономика в большей степени искусство, а не наука (да и посмотреть есть на что в обоих случаях). Оба обладают признаками цикличности, то есть одни и те же меры в разные периоды могут давать абсолютно разные результаты. Взлеты и падения бывают на первый взгляд совершенно немотивированными.

 

С точки зрения экономической мощи у США сегодня есть только один конкурент — Китай (Европейский Союз, все-таки, союз нескольких государств). При этом насколько сильно они отличаются и по условиям, и по идеологии, и по образу мыслей и жизни своих граждан. Спорт в Китае государство контролирует тотально, вкладывая колоссальные средства. В США Олимпийское движение и спортсмены не финансируются государством вообще — только коммерческая основа и частное спонсорство. А результаты одинаковы. В общем, спорт — это универсальный индикатор на все времена и для всех народов, по которому можно точно судить об экономике и собственно государстве. Самое же важное в этом индикаторе то, что он опережающий. То есть сначала летит спорт (вниз или вверх), а за ним уже все остальное.

 

Двадцать лет, прошедших после распада СССР — это время, достаточное не только для появления нового поколения, но и смены производительных сил, научных парадигм, технологий, культурных и идеологических установок. Только сейчас все это начинает сказываться. В реальной жизни результаты могут проявиться позднее или их контуры размываются при помощи идеологических клише, победоносных войн, лозунгов типа «вставания с колен», не заработанных обществом и его гражданами средств от природной ренты (тем не менее, вливающихся в экономику) и так далее. А в спорте есть только одна гнилая отмазка — «наших засудили». После определенного критического порога она не может на равных бороться против абсолютных показателей в виде сантиметров, килограммов, секунд. И все становится ясно.

 

Тут кое-кто может мне возразить: хоккей, «Зенит», ЧЕ-2008. За двадцать лет наши хоккеисты и тренеры хоть как-то адаптировались к НХЛ, а чемпионат мира — каждый год, а побед сколько? «Зенит», — за Газпром с Аршавиным радоваться? Обоих терпеть не могу. Я же за «Спартак», провалившийся ниже плинтуса, болею. Причем здесь Россия? За выход в полуфинал ЧЕ-2008 (всего лишь) раньше вообще расстреливали.

 

Нас приучили радоваться малому. Может, это и хорошо — больше поводов будет, только это не вяжется с чаяниями народа. План Путина должен быть реализован к 2020 году только потому, что уже Олимпийские игры 2008 года точно показали, что он не будет реализован никогда. Еще не поздно подстраховаться, и на съезде «ЕР» в ноябре разработать еще более глобальную Стратегию — 2050. А тут еще «проблема-2014». Вот, что нас подкосит окончательно.

 

P. S. Меня сильно удивляет следующее. Ведь апокалиптические прогнозы наиболее востребованы обществом, а Центральное телевидение и радиовещание всё только радуются чему-то. Если они немедленно не вспомнят о застарелых проблемах негров, идеологическая машина окончательно подорвет доверие к себе и режиму.