Становятся понятными причины аптечной паники, когда в нескольких крупных городах граждане смели запасы валокордина и корвалола. Да и как не смести, когда аптекари стали изымать из свободной продажи эти широко употребляемые лекарства. Дело в том, что на днях было опубликовано подготовленное Госнаркоконтролем правительственное постановление о том, какие вещества считаются ядовитыми. Документ потребовался для того, чтобы эффективно применять статью 234 УК, которая обещает до 8 лет тюрьмы за незаконный сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ. В списке оказался и фенобарбитал, который в незначительных количествах присутствует в популярных лекарствах. Некоторые аптеки тут же прекратили их продажу. Ведь всем памятна беспощадная схватка Госнаркоконтроля с ветеринарами, которые будто бы применяли запрещенные вещества. В конце концов представитель грозного ведомства милостиво разъяснил, что они не имели в виду запрещать сердечные капли.
Во всей этой истории очень показательно то, что российские граждане не сомневаются: во-первых, российская власть способна принять самое идиотское постановление, а во-вторых, за его невыполнение будут сажать. Вертикаль, однако.
Проблема в том, что у нас часто чиновники сначала выпускают некое постановление, а только потом задумываются о том, что оценивать в данном случае нужно риск. Если речь идет о ничтожном содержании каких-то, пусть вредных, веществ, то какой смысл вводить запретительную норму?
Есть много лекарственных средств, которые в малых дозах содержат и ядовитые, и наркотические, и сильнодействующие вещества. Но, тем не менее, решение о том, отпускается лекарственное средство по рецепту или без такового, должно приниматься при регистрации этого лекарства. Т.е., это зависит не от того, есть там какое-то вещество или нет, а от того, насколько опасен или безопасен препарат в целом, с данным конкретным составом.