Зам председателя Ивановской областной думы Елена Пожигайло меня потрясла. Взялась за спинку стула, на котором я сидел, и потрясла. Честно говоря, я предполагал, что потрясение испытал только я, втайне. Думал, это останется между нами. Но не тут-то было. Сижу вечером дома, никого не трогаю, трескаю глазунью, про потрясение уж и забыл давно. Вдруг из гостиной жена кричит: тебя какая-то женщина трясет! Если бы глазунья не была такой скользкой, я бы подавился…
Что, не поняли ни черта? Всё просто. Это уж потом я сидел дома и трескал глазунью. А сначала сидел я на стуле и на пресс-конференции. На знаменитой уже ночной пресс-конференции 13 декабря, когда спикер Облдумы Андрей Назаров и его заместители Валерий Васильев, Елена Пожигайло и Андрей Мухопад делились с журналистами первыми впечатлениями от массового добровольно-принудительного исхода подопечных депутатов из собственного депутатского корпуса. Все были в приподнятом настроении.
Я то, если честно, в Думу примчался одним из первых среди коллег. Только, кажется, Алексей Владимирович меня и опередил — бегу по лестнице, а он на меня уже сверху своим знаменитым табунно-полковым смехом ржет. Бегу, значит, я навстречу Алексееву смеху и думаю: во, здорово, щас нам раздадут деревянные автоматы Калашникова, и станем мы защищать Белый (ну, наш-то не вполне белый, т.е., совсем не белый, а какой-то зеленоватый, но это же идиома, — ой, опять неприличное слово сорвалось) Дом от врагов демократии. И уже мерещились танки (БМД 98-ой дивизии), Ростропович, Руцкой и др. символы. Но дело ограничилось Алексеевым хохотом и ночной пресс-конференцией.
Но всё равно пахло озоном и локтем товарища. В этой-то атмосфере Елена Пожигайло меня и потрясла. В озоне же все! Вскочила в порыве со своего места и давай ораторствовать, держась за спинку моего стула. И бурно так, с телодвижениями. Она — тезис, я — щелк челюстью. Она еще тезис, я — опять щелк. А в это время ушлые телевизионщики, особенно «Барсики», конечно, не дремали. Вот мне жена и закричала, что меня какая-то посторонняя женщина на глазах у всей Ивановской области трясет. Ну, далекий от политики человек, что с нее возьмешь. Не знает, что Пожигайло каждому ивановцу человек не посторонний. А близкий и радеющий. Вот! Здесь мы подходим к сути публикации! А вы что, подумали, что самое интересное уже кончилось? Нет, самое интересное только начинается!
Пожигайло возмутилась, нашим, журналистским приподнятым настроением, вскочила, побежала, схватилась за меня и, припечатывая моей челюстью каждый свой аргумент, выдала во все камеры всех местных телекомпаний: тут не смеяться, а плакать надо! нам же надо бюджет принимать! у меня же обращения граждан! что теперь с гражданами будет? без бюджета? без моей работы с обращениями? ведь пропадут!
И в слезах покинула зал. И дверью бы хлопнула, да тяжела дверь. Испортила на пару минут всем настроение. Но такая эмоциональность не позволяет сомневаться в ее искренности. Обычное дело. Когда человек долго врет сам себе, он начинает искренне верить в свой самообман. Чего никак не скажешь о сторонних наблюдателях.
Нет, уважаемая (слово употреблено без капли иронии, поскольку наша героиня, во всяком случае, человек цельный) Елена Анатольевна, ни черта с гражданами не случится. Они как были стадом до 13 декабря, так и остались стадом. Они даже не заметили всего этого переполоха. Вот если бы к Белому Дому БМД подъехали, тогда, может быть, заметили бы. И то не все. Так что не стоит обманываться. Гражданам насрать с высокой башни на бюджет, на Вашу работу с их же обращениями и, извините великодушно, на Вас. И проживут они, даже не оглянувшись в сторону ул. Батурина, без бюджета, без обращений и без Вас. И проголосуют в двадцать пятый раз за двадцать четыре раза опущенного депутата Гришина.
Потому что у них до сих пор нет ни малейшего реального института выражения своей воли. Им не остается ничего другого, как продолжать пребывать в стадности.
А знаете почему? Потому что именно Вы не даете им ни малейшего шанса для выражения своей воли, кроме челобитных, с которыми Вы так ударно работаете, т.е. работали. Да-да, именно и конкретно Вы. И те, кто вместе с Вами проводил ночную пресс-конференцию. Как бы сказал Порфирий Петрович, оказавшийся актуальным очень кстати: «Как это «кто убил»? Так Вы и убили, Родион Романович».
Разве не Вы пару лет назад участвовали в том позорище, что называлось выборы в Законодательное собрание Ивановской области? Ничуть не меньшем, чем недавние выборы в Госдуму. Разве не Вы сделали из областного парламента казарму при полковнике? Разве не Вы голосовали за правила, не позволяющие никоим образом поменять спикера, разве что убить его (тьфу-тьфу-тьфу)? Или разогнать из-за него весь парламент? Вот и получайте! И нечего было трясти мой стул!
Вы винтик той системы, которую винтик покрупнее Вас остроумно назвал «суверенной демократией». Вы на нее работали, даже пахали. И, что особенно страшно, кажется, пахали искренне. И в этом смысле для общества Гришин значительно полезнее. Он не заблуждается насчет системы. И система не заблуждается насчет него. И это видно всем. А винтикам не дано права потрясать стульями, если система решила, что винтик пора менять.
Впрочем, в утешение Вам могу сказать, что участь тех Ваших бывших коллег и нынешних врагов, что добровольно сложили с себя полномочия, еще более комична. Они, кажется, еще не понимают, что по уши в дерьме. Они все еще думают, что Гришин как был единственным терпилой местной политики, так и остался. Какой-нибудь Мельников полагает, что теперь, за эту подпись станет ничуть не меньше министра экономического развития всей Ивановской области. А Смирнов — что получит все муниципальные электросети в свой личный карман навсегда. А Сидорина, что сохранила бизнес своему мужу. А Фероян, что сохранил свою разветвленную семейственность. И т.д.
Нет, граждане бывшие депутаты! Вам всем только что засадили по самые помидоры! И Гришиных у нас теперь ровным счетом тридцать штук. Жаль, прости Господи, что вы не сидели в тюрьме, а то бы знали, что однажды трахнутый остается петухом навсегда, даже выйдя на волю. Даже после того, как будет новый губернатор. И следующий губернатор. И следующий. И даже если губернаторов не станет совсем. И в этом главная политическая победа губернатора нынешнего.
Он, быть может, и даст вам пост министра экономического развития, электросети и все хлебозаводы области. Он, быть может, не тронет ваш бизнес. Но всё это будет недолго. Три месяца. Как директорство Гришина в аэропорте «Южный». Дальше — вы знаете, будет прокуратура или нечто подобное в том же духе. Иначе говоря — «суверенная демократия».
Любопытно, что и она корчит рожи, пытаясь иногда походить на настоящую. Если не в смысле реального волеизъявления граждан, то, хотя бы, в смысле состязательности. Я бы пока воздержался от безоглядных ставок на команду губернатора Михаила Меня или команду депутата Госдумы Михаила Бабича на предстоящих и, похоже, уже неизбежных досрочных выборах в Ивановскую областную думу. И не берусь судить, как всё это скажется на параллельном голосовании ивановцев за нового президента РФ.