8 июня в Иванове сотрудниками ДПС совместно с УБОПом был задержан член оргкомитета «Другой России» и член Совета при Уполномоченном по правам человека Российской Федерации Владимире Лукине Руслан Кутаев.
Руслан Кутаев 7 июня выехал из Нижнего Новгорода в Иваново на своей личной машине. В Нижнем Новгороде он встречался с представителями ликвидированного Общества Российско-Чеченской дружбы, сопредседателем которого являлся с 2000 года. Вместе с ним в Иваново выехал Илья Шамазов — член нижегородского совещания «Другая Россия». Еще на территории Нижегородской области на выезде из города Заволжье его машина была остановлена на посту ДПС, хотя никаких нарушений правил дорожного движения совершено не было. Им было сказано, что они должны дождаться каких-то сотрудников милиции из Нижнего Новгорода. Однако после того как Кутаев предъявил удостоверение члена экспертного совета при Уполномоченном РФ, машину отпустили.
После этого инцидента Илья Шамазов продолжил свое путешествие на другой попутной машине. Затем Руслана Кутаева остановили еще раз на посту на границе Нижегородской и Ивановской областей, где продержали без предъявления конкретных обвинений в каких-либо правонарушениях еще несколько часов, но также отпустили.
Доехав до Иванова и подъезжая к своему дому около 12 часов дня 8 июня, он увидел машину ДПС, которая сопровождала его. Сотрудники ДПС потребовали предоставить документы на машину, так как, по их словам, у них была ориентировка, что машина находится в угоне. Одновременно к дому подъехали сотрудники УБОП, и Кутаеву сказали, что он должен пообщаться с ними.
Кутаева доставили в УБОП, где он пробыл несколько часов. В это время его мобильный телефон был отключен. Местонахождение Кутаева пытались установить коллеги Кутаева по Обществу Российско-Чеченской дружбы, сотрудники Международной амнистии и МХГ. Во время беседы председателя МХГ Людмилы Алексеевой с заместителем губернатора области, тот заверил ее, что Кутаев будет освобожден. Представитель Международной амнистии Фредерика Бер беседовала с начальником УБОП, который ей заявил, что Кутаев находился у них два часа сорок минут и что задержание было вызвано так называемой ориентировкой, которую они получили из Нижнего Новгорода.
Несмотря на уверения в том, что Кутаев будет освобожден, спустя несколько часов ему было предъявлено обвинение в том, что он нецензурно выражался и угрожал сотрудникам УБОПа. Кутаева доставили во Фрунзенский РОВД, где он провел ночь. Вечером 8 июня в РОВД Кутаева посетил адвокат Николай Бросов, который представляет интересы Кутаева по этому делу.
Заседание мирового суда было назначено на 10 часов утра 9 июня. Когда Кутаева привели в здание Фрунзенского мирового суда, выяснилось, что был неправильно оформлен протокол. Кутаева вернули в РОВД, и суд начался только в 11.30. За ходом судебного заседания наблюдала Варвара Пахоменко — представитель центра «Демос» (Москва), которая находилась в Иваново в рабочей командировке. По ее словам, из РОВД Кутаева доставил сотрудник УБОП Дмитрий Гусев. Рядом со зданием суда стояла машина, в которой также находились сотрудники УБОП, подчинявшиеся распоряжениям Гусева. Со слов Варвары Пахоменко, «если еще утром я могла свободно пройти в здание мирового суда, то в то время когда туда ввели Руслана Кутаева, охранник отказался меня пропускать, ссылаясь на «распоряжение начальника». На мои вопросы, является ли судебный процесс официально закрытым, решение ли это судьи, охранник отвечал, что нет, но «начальник сказал». После того, как я сказала, что приехала из Москвы, охранник ушел с кем-то советоваться и все-таки пропустил в здание суда меня, Беслана Кутаева (брата Руслана) и Руслана Умалатова».
Адвокат Кутаева Бросов на суд не явился. От дежурного адвоката Кутаев отказался. Мировой судья постановила перенести заседание суда на 10 июня. Сотрудник УБОП Гусев, присутствующий в зале суда, при этом сказал, что Кутаев до завтра останется в РОВД, а если и до завтра адвокат не найдется, то через областную прокуратуру будет получено разрешение на продления срока задержания еще на сорок восемь часов.
Варвара Пахоменко также рассказала, что, выводя на улицу Кутаева, один из сотрудников УБОП стал спрашивать у нее, не является ли она журналистом. Варвара ответила, что журналистом не является, но тот заявил, что она явно врет.
После того, как Руслана Кутаева сотрудники УБОП увезли обратно в отделение милиции, Гусев, оставшийся возле здания суда, сказал Пахоменко, Беслану Кутаеву и Руслану Умалатову, что им «сверху дана команда «фас» и суд в любом случае должен состояться в ближайшее время. Он также заявил, что в их же интересах найти адвоката к следующему заседанию суда. Гусев выразил предположение, что в этом случае максимальным наказанием для Кутаева будет штраф или арест на двое суток.
Также, по словам Пахоменко, 8 июня домой к Руслану Умалатову, члену местного отделения РНДС Михаила Касьянова, приходили сотрудники УБОП, которые спрашивали, не собирается ли Умалатов на «Марш несогласных» в Москву 11 июня. Он сказал, что 11 числа в Москву собирается, но не на «Марш», а провожать семью на вокзал. После трехчасововой беседы от него потребовали расписку, что в Москве он поедет сразу на вокзал. Умалатов расписку написал, после чего его отпустили. Беседуя с сотрудником УБОП Гусевым, Умалатов спросил, будут ли останавливать его машину, когда он поедет с детьми в Москву. Гусев предложил Умалатову зайти в 6-й отдел и попросить снять ориентировку на его машину.
9 июня, в 9 утра домой к Беслану Кутаеву пришли неизвестные лица. Кутаев к этому времени уже уехал на суд к брату. На вопрос жены Беслана Кутаева, кем они являются, те ответили, что они из милиции и попросили открыть дверь. Увидев в зрачок людей в штатском, женщина отказалась открывать дверь. Она позвонила в милицию, и ей сказали, что никого не посылали и посоветовали дверь не открывать. Тогда пришедшие заявили, что они из УБОП и хотят поговорить с Бесланом. Они потребовали, чтобы тот им позвонил. Сам Руслан связывает это с тем, что его брат сейчас задержан, а он сам принимает активное участие в деятельности ивановского отделения РНДС.
Варвара Пахоменко также позвонила заместителю губернатора области в связи с задержанием Руслана Кутаева. Тот ей сказал, что Кутаев был задержан, потому что «поступила ориентировка из Нижнего». Он сказал, что не знает, в связи с чем была выдана ориентировка и порекомендовал звонить в Нижний Новгород. По его словам, после звонка Алексеевой все было решено, так как она за него поручилась, и он является экспертом Лукина. Но, по словам зампредседателя правительства области Константина Бочарова, Кутаев вел себя безобразно: сквернословил, махал руками и корочкой, угрожал увольнением — и милиционеры не смогли этого стерпеть. Бочаров заявил, что дело после этого было передано во Фрунзенский РОВД, а сам он «не может указывать милиции».
По мнению адвоката Руслана Кутаева, описывающего ситуацию со слов своего подзащитного, ничего не предвещало его задержания, потому что беседа с сотрудниками УБОП проходила очень мирно и спокойно. Темой беседы также был «Марш несогласных» в Москве. Однако Кутаев 8 июня должен был принимать участие в совете МХГ по приглашению Людмилы Алексеевой.