«Ее убийство нанесло власти больший вред, чем ее публикации».
Путин об убийстве Политковской.
«Курение вредит вашему здоровью».
Надпись на любой пачке сигарет.
Власти не разрешили Владимиру Познеру посвятить последнюю свою программу «Времена» убийству Анны Политковской. Познер обиделся на власти. Зря обиделся. Нечего было изначально связываться с холуями вроде Эрнста или Леонтьева. Но Познер обиделся. Мог бы, по крайней мере, обидевшись, просто хлопнуть дверью, чтобы не позорить седины. Но хлопнуть дверью тоже не разрешили. А нечего было связываться изначально с холуедержателями вроде Суркова или Путина.
И вот, чтобы хотя бы самому себе не казаться холуем, Познер решил сделать из последней программы сатирическую аллегорию, посвятив ее борьбе с курением. Аллегории никто, кроме Познера и узкого околопознеровского круга, разумеется, не понял, хотя все удивились странности заявленной темы. Не поняли и участники программы. И я бы не понял, если бы узкий круг меня по случаю не просветил. Потому разъясняю туманную метафору простым языком.
Киллер — убивает. Табак — убивает. Но, на самом деле, убивает не киллер и не табак, а производители киллеров и сигарет. Хочешь быть здоровым — не кури и не пиши, чего не следует. А если куришь и пишешь, так уж будь любезен приготовиться к преждевременной смерти. Бороться с курением и киллерством нужно. И нужно в борьбу вкладывать казенные деньги и весь мозговой ресурс Минздрава и Генпрокуратуры. Но это бесполезно, потому что всегда найдутся люди желающие курить и писать. Или, иначе говоря, желающие свободы. От Минздрава, Генпрокуратуры и иных холуедержателей. О бесполезности знают все участники процесса. Потому всегда будут табак, курильщики, табачные магнаты, Минздрав и борьба. Вот и вся аллегория. А в качестве метафоры выбран табак именно из-за полной и окончательной формальности борьбы с курением в России. Именно в России, поскольку если где-то хотят курение победить по настоящему, то борьбу ведут не с курильщиками, а с холуедержателями. Но в России — только имитация. Имитация как форма существования и должна была стать сутью аллегории, которую всё равно никто не понял.
Познер расписал роли.
Желающую свободы (Политковскую) играла Лайма Вайкуле, а поскольку она — профессиональный актер, то роль удалась. Табачных магнатов играли табачные магнаты. Минздрава играл Минздрав. Имитацию борьбы играли депутаты Госдумы.
Аллегорию никто не понял еще и потому, что, кроме Вайкуле, и прочие действующие лица (они же — исполнители) если не понимали, то чувствовали условность происходящего, а значит не перебарщивали с имитацией. И задумка Познеру совсем бы не удалась, если бы не Татьяна Яковлева, председатель комитета по здравоохранению Госдумы. Нам, ивановцам, это особенно лестно, поскольку мы ж ее и выбрали.
Знаете, есть (и много) такие люди, очень глупые, очень активные и очень амбициозные, которым если скажешь, что «Зарница» — это не игра, а настоящая война, так они и до смертоубийства дойти могут. Особенно, если выигравшему положен изрядный приз. Именно из-за приза, а не из увлечения игрой они могут зайти далеко. Таких людей определенного возраста на нынешнем промежутке российской истории холуедержатели собрали в молодежное движение «Наши», потому «Наши» могут служить хорошей иллюстрацией к тому, что я имею ввиду.
Вот Яковлева — тоже из «Наших», хоть и не принадлежит к движению, годы не те, но и только. Ее активное обличительное кудахтанье в адрес табачных магнатов выбилось из плавной имитации борьбы в телевизоре так сильно, что уж ивановским-то зрителям сразу стало понятно: депутат уже вошла в штопор предвыборной борьбы за сохранение кресла и теперь будет кудахтать всерьез, а не понарошку даже по поводу борьбы с курением на фоне убийства, лишь бы кудахтать. И этот мрачный гротеск можно признать частичной удачей познеровской задумки.
Особенно если нам, ивановцам, помнить, что далеко не в последнюю очередь от Яковлевой зависит, выражаясь ее же куриным языком, «реализация национальной программы «Здоровье» на территории Ивановской области». И вот, в то самое время, когда Яковлева борется с курением на фоне убийства, когда устраивает выставки палехской миниатюры в кулуарах Госдумы, в это самое время ни медицинского оборудования, которое, вроде бы, положено ивановским больницам, нет, а то, что есть — некуда поставить, ни медицинских автомобилей, ни реального повышения зарплат медикам.
Алло, Татьяна Владимировна! Много борьбы с курением тоже вредно. Можно и кресла лишиться. Другие «Наши» не дремлют.