Все рекламные агентства и все газеты Иванова пытались составить полную карту-схему движения городских маршрутных такси. Еще никому этого сделать не удалось. Откройте официальный сайт городской администрации и вы найдете там жалкое подобие такой схемы — в ней представлена в лучшем случае половина маршрутов, бороздящих городские просторы, хотя, казалось бы, уж кому-кому, а мэрии-то должно быть хорошо известно, что и куда ездит по городу. Мэрии это, на самом деле, конечно известно, но поскольку как минимум двое видных ее представителей (мэр Иванова Александр Грошев и зам мэра Сергей Мкртумян) плюс как минимум два депутата городской думы (Вадим Романовский и Николай Корчагин) кладут очень большие деньги с этого дела себе в карман, то и полной карты-схемы не удается составить никому.
Но прежде, чем изложить причинно-следственную связь между карманами и картой-схемой, позвольте, дорогой читатель, небольшой фантастический диалог Грошева и Мкртумяна запузырить.
***
— Александр Васильевич, последние деньки ведь доживаем в мэрии-то. Столько сил, столько нервов положили ради родного города…
— И к чему это ты, Сергей Бахшиевич, клонишь?
— Как же! Вы вон и сынка своего не обидели, крышу для его крыши сделали, гы-гы-гы (Мкртумян смеется на свой каламбур, Грошев хмурится, ему каламбур не нравится, но он молчит), да и сами скоро чеченцам Центральный рынок спихнете не без пользы для себя! А я? На программе «Город в цвету», знаете ли, много не заработаешь… Можно, конечно, но это ж не солидно — один гладиолус вместо двух в клумбу тыкать…
— Зато безопасно! Климат у нас, сам знаешь… Зона рискованного земледелия, не то, что в Армении, гы-гы-гы (Грошев смеется на свою шутку, Мкртумян делает кислое лицо). Сколько их там подохнет, твоих заграничных гладиолусов, никто считать не будет. А сколько бухариков в них спит?..
— Это, конечно, так, но ведь последние деньки доживаем, тю-тю гладиолусы-то…
— Типун те на язык…
— А чё типун-то, чё типун? Чё это Вы так с рынком-то засуетились? Знаю, чё. Ведь ни Тихонов, ни Бабич Вас в мэрах не оставит. Да кто бы ни стал губернатором — не оставит…
— Всенародные выборы мэра будут! Конституция!
— А хоть бы и всенародные! И народ Вас в мэрах не оставит!
— Ты по делу пришел или каркать?
— По делу, Александр Васильевич, по делу. Маршрутные такси у нас с какими-то странными номерами ездят.
— В смысле?
— Ну, смотрите сами. Первый номер есть, второй есть, третий, четвертый… А дальше раз, и сразу седьмой.
— Ну и что?
— Надо как-то упорядочить дело. Народ путается.
— Ничего народ не путается, наш народ хрен запутаешь…
— Ну да, конечно (Мкртумян саркастически ухмыляется). Вы бы мне отдали пятый маршрут.
— Так его ж нет…
— Будет, Александр Васильевич, будет!
— Ах ты, хитрая рожа!!! Ладно уж, давай, подпишу…
***
Маршрут номер 5 в Иванове с недавних пор есть. Хотя его как бы и нет. Распоряжение о его создании Грошевым подписано и машины ездят, но официально распоряжение нигде не публиковалось, а на сайте городской администрации как была между №4 и №7 дыра, так она и осталась. Маршрут принадлежит Сергею Мкртумяну (через подставных лиц, разумеется). Это первый случай окучивания маршрутной грядки непосредственно чиновниками. Что лишний раз говорит о том, что нынешнее руководство городом приступило к финишному хапку.
До сих пор воровская схема была несколько сложнее — чиновники получали доход опосредованно. В Иванове, например, через некоммерческое партнерство «Ассоциация перевозчиков», которой руководит видный СПСовец и владелец маршрутов Михаил Дрюпин. Или через тандем маршрутных депутатов Корчагин-Романовский. Впрочем, депутаты городской думы платят за возможность сидеть на хлебном месте не деньгами, а правильным голосованием. У Дрюпина с депутатами идет постоянная война, иногда переходящая в открытые столкновения, в которых страдают простые водители. Иногда же война выплескивается на страницы газет. Дрюпин заказывает публикации, где (кстати, вполне резонно) высмеивается сельско-купеческий снобизм Романовского. Романовский в ответ не стесняется проплатить статьи о сложных семейных отношениях у Дрюпина. И т. д.
В менее крупных городах области поспокойнее — маршрутные прачечные монополизированы. В Кохме это ООО «Файтон» Георгия Вартаняна. В Ивановском районе — предприниматель Александр Частин. В Тейкове — братья Гайсуевы. Ну, в Тейкове-то всё чеченское, включая прокурора и ракетную часть с межконтинентальными «Тополями». Я когда смотрю телерепортажи про героическую борьбу спецподразделений с террористами в Чечне и на прилегающих территориях, то невольно вспоминаю тейковских Гайсуевых и начинаю смеяться, хотя смеяться и грешно над такими вещами. В Кинешме — какие-то друзья мэра Назарова. Потому что Кинешма — антипод Тейкова, и там всё принадлежит бравому русскому полковнику Андрею Назарову.
Все эти прачечные с завидной регулярностью и с привлечением соответствующего административного ресурса дерутся из-за пригородных и междугородных (особенно Иваново-Москва) маршрутов. Вот буквально на днях Ивановский район Иванову падлянку кинул с 16-м маршрутом, который следует до Подвязнова. Район взял, и к городским автобусам притулил свои — под номером 116. Ой, как Сергей Мкртумян на транспортной комиссии возмущался, призывал в свидетели Бога, а в защитники — ГАИшников. А что ГАИшники? Им, опять же, кто больше отвалит, того они и будут меньше останавливать.
Какая уж тут единая карта-схема, когда театр боевых действий столь изменчив.
Теперь самое интересное — за что бьются.
Сначала государство на федеральном уровне создало предпосылки для маршрутной коррупции. Лоббисты ГАЗа (производитель микроавтобусов, используемых под маршрутное такси по всей стране) через Госдуму установили такую мизерную базовую доходность по вмененке на этот вид деятельности, что и торговля «ГАЗелями», и маршрутные перевозки пошли на ура. Потом руководство муниципий правильно поняло ситуацию, и появились прачечные.
Прачечные, как им и положено, не занимаются ничем, кроме отмывания денег для своих учредителей и для руководства муниципий. Поскольку работа выгодна (за год водитель маршрутки в Иванове зарабатывает на новую «ГАЗель» — 300 тыс. руб. — при этом вполне сносно кормя семью), то в желающих обслужить пассажиропоток недостатка нет. Каждый желающий, чтобы только войти в бизнес, должен заплатить в прачечную от 20 до 50 тыс. рублей единовременно за одну машину (здесь и далее цифры приводятся на примере «Ассоциации перевозчиков» Дрюпина, цифры других маршрутных прачечных Ивановской области, разумеется, аналогичны) — цена колеблется в зависимости от выгодности маршрута. Потом у заплатившего забирают паспорт транспортного средства (ПТС), выдавая взамен очень сомнительные с точки зрения закона договор аренды и лицензионную карту. В сущности, водитель (владелец машины) превращается в транспортного раба. Вроде тех несчастных девиц, у которых отбирают паспорта и делают проститутками. Вот тут бы вмешаться ГАИ и прокуратуре, но они не вмешиваются.
Далее, водитель должен ежемесячно приносить в прачечную строго фиксированную сумму — от 3 до 8 тыс. руб. Никому не интересно, болел ли водитель, хоронил ли мать, ремонтировал ли автомобиль. Именно такая система и делает путешествие на маршрутке большим риском.
Если водитель задолжал, его выкинут с маршрута, а машину заберут.
Теперь считаем.
В Иванове около 60-ти маршрутов, в среднем по 16 машин на каждом. В год на каждый маршрут приходит примерно 5 новичков. Средний первоначальный взнос — 40 тыс. (поскольку маршруты с большим количеством машин дороже). Средняя ежемесячная плата — 6 тыс. (по той же причине). Итого 81 млн. 120 тыс. почти чистого (т. к. о налогах речь почти не идет) ежегодного дохода со всех маршруток города. Без какого бы то ни было приложения ума, сил и творчества.
***
Губернатор Ивановской области Владимир Тихонов распорядился создать при «Ивавтодоре» специальный отдел, занимающийся вопросами пассажирского транспорта. Отдел намерен отобрать у муниципий право разрешать пригородные и междугородние маршруты и ввести систему торгов на сей вид деятельности. Эх, не началась бы транспортная война. Мало того, что половина маршрутов у муниципалов вообще заберут, так еще вылезли с этими торгами и прозрачностью. Как-то неловко будет при таком близком положительном примере продолжать беззастенчиво красть. Впрочем, о чем это я…