Занимательная история с выдворением председателя бюджетного комитета Законодательного собрания Ивановской области Андрея Мельникова из членов «Единой России» дает повод пообобщать.
На самом деле, ивановский случай — не единственный в этом роде. Процесс по всей стране пошел сразу после успешных перевыборов Путина в президенты (или президента в Путины, что одно и тоже). В Иванове выгоняют из «ЕР», поскольку представилась возможность выгнать. На другом конце страны заводят уголовные дела против коллег по этой партии, т. к. есть возможность завести дело. На третьем конце — стучат на коллег в администрацию президента, ибо есть кому стукнуть по знакомству. Скоро начнут мочить коллег в сортирах. До принародного устранения товарищей по мандату в качестве врагов вечного безмолвствующего, надо полагать, не дойдет в связи с мораторием на смертную казнь, но тенденция, однако, налицо. Борьба за власть в государстве, которая сначала была похожа на межпартийную демократическую и подразумевала то борьбу олигархов с чиновничеством, то регионов с центром, то либерального чиновничества с консервативным, то олигархов с олигархами, то всех вперемешку, теперь стала борьбой внутрипартийной. Съежилась до междусобойчика. И теперь кто бы с кем бы за власть самого разного государственного достоинства ни боролся, олигархи ли, либералы ли, коммунисты ли, чиновники ли, воры ли в законе, все будет опять традиционно по-русски, т. е. кулуарно. Хочешь побороться за реальную власть — вступай в «ЕР». Все остальное — опереточный канкан в исполнении беспартийных или инопартийных. Ну а методы междусобойчиковой борьбы изобретены, кажется, еще Иваном Грозным и за столько-то лет опробованы в самых разных вариантах и сочетаниях, хоть испокон веку Иванового держатся на трех китах: подкупе, лести и предательстве.
Вот и славненько. Заживем по старинушке, наконец, это ли не самое патриотичное! И патриотичное, и патриархальное. Тем более что перехлестов и перегибов ожидать, как я уже говорил, не приходится в связи с мораторием. Просвещенный теперь будет междусобойчик. А что? Сколько лет талдычили: китайский путь, чилийский путь, нам Европа не указ и Штаты нам не указ. Вот и правильно! У нас же целых полтыщи лет уже свой русский путь. С возвращеньицем!
Одно меня тревожит. Есть на пути нашем третьеримском одна, блин, колдобина. Угодим вот в нее и полетим в придорожную канаву, башку свернем на сторону, и опять пойдет свистопляска: чилийский путь, китайский путь, Европа нам поможет, Америка нас спасет. Эх, тройка, ох, Николай Василич!
А колдобина, черт ее дери, глубокая. И ремонтировать ее никто, кажется, не собирается. Средств-с нет. Или есть, но че-то все притаились, и средства пока не показывают. Колдобина называется «конец второго президентского срока». Вот уж конец, так конец, всем концам конец. Не было бы в конце этого конца революции. Сверху.
Вот глядите, что получается.
Междусобойчик бурлит еще в ближайшие три с половиной года, делит внутри себя портфели и внутренний валовый продукт, который потому и растет такими ударными темпами. Льстит, подкупает и предает — тоже внутри себя. Самоукрепляется в самодостаточности и оптимизируется в изолированности. Бюрократия рафинируется до чистейшего рафинада. А народ ВВП создает и изредка ходит к парадному подъезду. Всем (или почти всем, кроме негодяйствующих интеллектуалов) уютно, спокойно и патриотично. И всю патриархальную ситуевину осеняет своими вездесущими портретами господин президент. И потому кажется, что ситуевина устойчива.
Но приходит срок, и Государственной думе надобно переизбираться. Т. е., не Государственной думе, а «Единой России», иначе — междусобойчику. Причем, не только в думе, но, по существу, по всей стране. Даже при самом оптимистичном для него варианте (один ВВП удвоился, другой ВВП сохранил рейтинг на небывалой высоте) президенту все равно через полгода сваливать. Он же обещал отчалить в соответствии с Конституцией. А предвыборная кампания, на самом деле, уже идет, и конкуренты поливают и «ЕР», и Путина на чем свет стоит. Потому как что бы в России ни случилось в ближайшие три с половиной года, все равно ответственность только и исключительно — на них. А они все это время только и делали, что делили портфели и оба ВВП.
Таким образом мы получаем что? Мы получаем то, что к 2007 году междусобойчику Путин становится не нужен и даже вреден — с его-то клятвами в верности Конституции. Зато свалить вину на Путина за все, что случится до 2007 года, будет очень полезно в преддверии реформ. И где-то, я бы сказал, справедливо. И законодательная инициатива — в руках. Бог мой, зачем рисковать, зачем надеяться на преемника, которому Путин передаст свой возможный рейтинг, как скипетр? Нет, господин президент, пришло время, пересмотреть Конституцию, ой, пришло! Как не пришло? Что значит незыблемость основополагающих демократических ценностей? Да ты че, чувак, базаришь не дело? Мы те зря че ли зад столько лет лизали, паршивец ты этакий? А не желаешь ли импичментик? Да нас и коммунисты поддержат, хотя они нам и не нужны!
ВВП оскорбляется, орет, что ВВП удвоил, а ему под занавес карьеры такую кучу дерьма подкладывают… И тут моя футурология раздваивается, но не принципиально.
Сюжет первый. Путин поорал-поорал и согласился. Думал потихонечку проканает. Кромсь-кромсь по Конституции, а подлецы-интеллектуалы как заверещат, международные институты как завоют, независимая пресса как заухает. Натуральный вальпургиев шабаш. А Путину не столько обидно, что его нагнули, сколько обидно, что все это увидели. Он же думал, что он как Феликс — от постамента только краном отдерешь, и то не всяким. И друг Шредер сразу разучился понимать путинский немецкий. Кромсь-кромсь по Конституции в обратном направлении. А вот мы вам импичментом по носу. А мы вам, в таком случае, танки — в солнечное сплетение Охотного ряда. И понеслись все в дорожную канаву, башка набок, китайский путь, Европа нам поможет…
Сюжет второй, покороче и пореальней. Без начального «кромсь-кромсь»: а у нас импичмент, а у нас ФСБ, а за нас народ, да чихал на вас народ, а зато у нас — танки, а мы не сдадим демократию, да и мы ее не сдадим. Бац из пушки по Серому дому, как в старые добрые времена по Белому. Канава, башка, Китай, Европа…
А начиналось-то все с чего? С мелочи. Тьфу! Даже вспоминать не хочется. В Иванове Мельникова три с половиной года назад из партии выгнали.