Жаль, что в России нет ордена Бани

Что такое русская сауна? Ее функции так обильны и разнообразны, что на ответ потребуется знатный кусок текста.

Во-первых, это, конечно, публичный дом. Причем публичный в самом что ни на есть исконном смысле слова, когда публичны не только продающиеся женщины, но и покупающие мужчины. Здесь нет ничего индивидуального. Вечно живое дело хлыстов странным образом трансформировалось в русской сауне. Стало традицией, от которой и отступать-то вроде бы уже неприлично, предварительно знатно надравшись, слепиться в один общий комок и весело бултыхнуться в бассейн. Который, конечно, не очень дезинфицировали после предыдущего комка. Прочие функции русской сауны выглядят довольно комично, если помнить об этом ее первом и главном предназначении. Абсолютно все о главном предназначении знают. И, тем не менее, прочие функции все равно благополучно действуют. Причем совершенно неважно, общедоступна ли сауна, или принадлежит корпоративному сообществу, или покоится в уютном подвальчике совершенно частного особняка. Любая русская сауна многофункциональна по определению, таково ее высшее предназначение, и иначе быть не может.

Ну, да… Так вот, во-вторых, это место проведения торжественных мероприятий по поводу важных дат (перечисляем в порядке убывания частоты использования сауны в сравнении с рестораном, например): дня рождения, дня рождения ребенка (первого и последующих и дней, и ребенков), мальчишника, девишника, проводов в армию, свадьбы (второй день), развода, возвращения из тюрьмы, кончины (поминки, 9 день, 40 день, година).

В-третьих, это место, где отмечают общенародные праздники. Все праздники, начиная с 7 ноября и заканчивая Светлым Христовым Воскресением. Если вторая функция при экстраполяции на первую выглядит скорее просто негигиеничной, то третья — действительно смешна. Так и вижу перед собой ветеранов современного коммунистического движения, только что вернувшихся с демонстрации, еще продрогших, еще торжественно-бурных, завернутых в красные простыни, поднимающих первый тост за Сталина (надеюсь, я помянул его вам не к ночи). Там, где несколько часов назад кувыркался пяток плодоовощных азербайджанцев с пятком сильно потасканных базарных проституток. Еще смешнее в этих декорациях голубые попики, христосующиеся красными яйцами.

В-четвертых, это место проведения деловых встреч. Здесь заключаются сделки — от рублевых до миллионнодолларовых. Здесь нанимаются киллеры и примы оперных театров. Здесь ударяют по рукам и бьют по физиономиям, ставят на счетчик и снимают с должности. Здесь течет деловая жизнь России. Надеюсь, что в связи с командорской поступью современных коммуникационных технологий, сюда перетечет и отечественный фондовый рынок со всем ему сопутствующим.

В-пятых, это место проведения азартных игр: от 21-го до покера, от «по гривенничку» до попытки самоубийства. В-шестых, сауна — это непременная составляющая занятия любым видом спорта, предполагающим потение. В-седьмых, это место свиданий влюбленных всякого возраста и всякой ориентации. В-восьмых, место видеосъемок для политического шантажа. В-девятых, это место совершения преступлений, как бытовых, так и спланированных. В-десятых, место проведения допросов, очных ставок, опознаний и следственных экспериментов. В-одиннадцатых, это главная достопримечательность любого уголка России для туриста из любого уголка планеты.

Кроме того, здесь проходят: бизнес-ланчи, военные учения, экзамены, чемпионаты по дайвингу и компьютерным играм, утиная охота, танцы. Здесь не случается Формулы-1 только потому, что ее в России вообще не случается. Сильно подозреваю, что в некоторых русских саунах можно прокатиться на горных лыжах.

А еще в русской сауне делается большая политика. Я нисколько не сомневаюсь, что Ельцин выбрал Путина, а Путин решил посадить Ходорковского именно в сауне.

Наконец, в сауне иногда моются. После грехопадения или после падения мордой в салат.

В сущности, вся лучшая часть жизни России (т. е., когда она не работает и не спит) проходит в сауне. Единственное, что в русской сауне не случается никогда, так это пар. Соответственно, там никто никогда не парится. Парятся либо в русской бане, либо в финской сауне, что почти одно и то же и что принципиально отличается от русской сауны отсутствием этого адского приспособления — электрической жаровни, изобретенной то ли зловредными от практичности немцами, то ли практичными до тупости американцами. У нас же жаровня прижилась, полагаю, от природной нашей лени (мои извинения за банальность) — никаких проблем ни с дровами, ни с водой, ни с искусством доведения огня и влаги до гармонии двуединства. Русская же баня, увы, отмирает (с подсознательной надеждой на возрождение), а финская сауна и не собиралась приживаться.

А рядом с жаровней сидеть нет никакого удовольствия: дышать нечем из-за отсутствия кислорода, волосы на всех участках тела дыбом встают от сухости, и можно помереть раньше, чем вспотеешь. Потому и не засиживается никто. Потому и появились столь разнообразные функции.

Ну вот, знатный кусок текста, посвященный описанию русской сауны, наконец-то, закончился, и можно переходить к эксклюзивно ивановской причине его написания.

Есть в Иванове его (т. е., Иванова) администрация, в администрации есть комитет по физической культуре и спорту, в комитете есть его руководитель Чугунов, под чуткой административной опекой Чугунова есть спортивные школы, а в спортивных школах есть сауны. Изначально они там появились, дабы, я так полагаю, исполнять функцию № 6 по нашей нумерации. Не самая важная, прямо скажем, функция. Особенно в применении к детям. Так что даже изначально эта функция была лишь поводом к возведению внутри школы сауны как таковой — многофункциональной и многообещающей.

В связи с обилием вариантов использования русской сауны, ее содержание, понятное дело, очень доходно. Но вот экономическая мысль Чугунова пошла дальше и достигла высот необыкновенных. Сауны в спортшколах, конечно, исполняют все свои мыслимые и немыслимые роли, т. к. «оказывают платные услуги» любому желающему. Но спортшколы-то муниципальные, и поэтому как-то так уж сложилось, и сложилось довольно давно, что и вода для смывания грехов, и электричество для жаровни оплачиваются из городского бюджета.

Контролирующие органы насчитали большущие суммы урона, нанесенные чугуновской конторой казне*. А правоохранительные органы даже собираются его привлекать. И никто ведь не заметил, что Чугунов идет тем же стратегическим курсом усиления государственности и укрепления вертикали власти, что и вся страна.

Российскую сауну давно пора поставить на полное казенное довольствие: и общедоступную, и корпоративную, и частную. Ведь граждане проводят здесь большую и лучшую часть своей жизни. По большому счету, здесь куется тот самый всеобщий валовый продукт, который нам так необходимо срочно удвоить. А как его удвоишь без правильно и крепко торчащей вертикали?

И без государственного присмотра за таким важным сегментом общественной жизни? Чтоб всегда можно было электричество отключить, если вдруг большая политика затеряется в слипшемся комке или попики перепутаются с игроками в покер. Так что почин Чугунова следует объявить передовым, а рационализатора представить к высокой государственной награде. Жаль, что в России нет, как в Англии**, ордена Бани.

* На самом деле органы насчитали больше трех десятков нарушений и злоупотреблений в споркомитете на сотни тысяч рублей. Банный эпизод — только один из них, но самый интересный с публицистической точки зрения.

** Оrder of the Bath, высший английский орден, учрежденный в 1399 году Генрихом IV и получивший название от обряда омовения, первоначально предшествовавшего принятию ордена. (Брокгауз и Ефрон).