Семнадцатого апреля 2003 года прошло заседание правительства РФ, посвященное состоянию дел в легкой промышленности страны. С докладом на нем выступал губернатор Ивановской области Владимир Тихонов. По итогам заседания было принято специальное правительственное постановление о преодолении кризиса в легкой промышленности, определены меры, задачи, сроки, ответственные лица и так далее. Это было первое за всю постсоветскую историю обсуждение проблем, в частности текстиля, на столь высоком уровне – то, чего добивалось руководство Ивановской области последние десять лет.
С момента заседания правительства прошло уже несколько месяцев. Но, судя по всему, реальных последствий нет до сих пор и нет, похоже, и предпосылок к тому. Видимо поэтому губернатор Владимир Тихонов лично передал президенту РФ Владимиру Путину Обращение, которое также подписали:
– губернатор Костромской области В. А. Шершунов;
– первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, сенатор от Ивановской области В. К. Гусев;
– президент Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Б. М. Фомин;
– вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей, президент российского объединения работодателей легкой промышленности А. А. Бирюков;
– председатель ЦК Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Т. Н. Соснина.
«О достижении позитивных результатов в развитии отечественной легкой и текстильной промышленности.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Сегодня вся страна выверяет курс в соответствии с поставленной Вами задачей удвоить к 2010 году валовой внутренний продукт. Решить эту задачу без создания экономических условий для развития отечественной промышленности невозможно. Текстильщики, швейники, меховщики готовы стать первой отраслью, которая быстро нарастит объемы производства и сумеет выпустить качественную продукцию для российского потребителя, если с Вашей помощью отношение к отечественной перерабатывающей промышленности и, в первую очередь, к текстильной и легкой промышленности будет изменено.
Вместе с тем, деловая общественность текстильной и легкой промышленности считает необходимым выразить нашу серьезную обеспокоенность тем, что выполнение Ваших поручений и принимаемые по ним меры практически не дали положительных результатов, в то время как негативные процессы в отрасли нарастают, и отрасль начала терять темпы, которые составляли в 1999–2000 годах 20–21% ежегодно.
Наша отрасль исторически занимала в стране одно из ведущих мест в жизнеобеспечении населения и производстве изделий для оборонных и государственных нужд. Достаточно сказать, что каждый пятый рубль, потраченный в стране на приобретение товаров, приходится на изделия отрасли, а это составляет около 700 млрд. рублей ежегодно. Необходимость принятия мер поддержки диктуется социальной значимостью предприятий текстильной и легкой промышленности, на которых трудится 827 тыс. человек, из них 80% женщин, а также исключительно высокой социальной напряженностью в регионах, где предприятия отрасли являются преобладающими. 16 тысяч предприятий отрасли размещены практически во всех регионах страны, причем, около половины их являются градообразующими, определяющими жизнедеятельность многих городов и поселков.
Кроме того, это выходная отрасль, функционирование которой запускает механизм работы и сохранения рабочих мест более чем в 10 отраслях-смежниках, включая сельское хозяйство. Ее устойчивая работа – одна из основ обеспечения безопасности страны, так как это наличие отечественного вещевого имущества, товаров для космоса, медицины, специальной и рабочей одежды, изделий для детей и пожилых.
Следует признать ненормальным, что почти десятикратное снижение объемов производства в отрасли с 90-х годов привело к тому, что ее удельный вес в объемах промышленного производства страны и соответственно в доходах бюджета, составляет сегодня всего лишь 1,5%. В то же время, мировой опыт свидетельствует, что в развитых странах мира при их высоких объемах промышленного производства на долю легкой промышленности приходится от 5-6% в США и во Франции, до 13-21% в Китае, Турции, Италии, Португалии и т. д.
Ситуация, сложившаяся в текстильной и легкой промышленности, такова, что затягивание с принятием экстренных мер по решению наших проблем приведет к тому, что отрасли просто не станет. В первую очередь вызывает беспокойство отсутствие конкретных мер по сохранению и защите отечественного рынка товаров легкой промышленности от зарубежной товарной экспансии, а отечественного производителя – от недобросовестной конкуренции. Нельзя признать нормальным, когда доля отечественных товаров на внутреннем рынке составляет лишь 12-19%, в первую очередь по обуви, трикотажным изделиям, одежде. При этом на потребительском рынке легальный импорт составляет меньше четверти, остальное – так называемый «серый» импорт, и теневое производство. В тоже время импорт наших товаров продолжает расти неимоверными темпами. За последние полтора года импорт одежды вырос в 2,7 раза, обуви – в 2,4 раза, аналогично и по другим видам. Интенсивным каналом ввоза является челночный ввоз, без уплаты импортных пошлин и налогов, и так называемые карго перевозки (по весу). В первую очередь это товары из Китая, Турции, Стран Юго-Восточной Азии. Даже под видом гуманитарной помощи в нашу страну завозятся изделия для продажи. При этом товары реализуются на вещевых рынках и не платятся пошлины, налоги. Потери бюджетов всех уровней при этом оцениваются почти в 100 млрд. рублей.
Каналом значительного вывоза денег за рубеж являются деньги, вырученные от продажи таких импортных изделий, которые позволяют этим странам интенсивно развивать свои аналогичные производства.
Нелегальный ввоз, производство и продажа этих товаров легкой промышленности породил колоссальный криминальный сектор в экономике страны, справиться с которым с каждым днем становится все труднее.
На пороге вступления России в ВТО необходимо принять неотложные меры по защите отечественного рынка товаров легкой промышленности. Работники отрасли рассчитывают на Ваше политическое решение и поручения Правительству Российской Федерации, конкретным министерствам и ведомствам ограничить не менее чем вдвое ввоз на российскую территорию товаров легкой промышленности (одежды, обуви, трикотажа, меховых изделий). Полагаем, что принятых на заседании Правительства Российской Федерации 17 апреля 2003 г. протокольных поручений министерствам и ведомствам по этим вопросам недостаточно, так как по некоторым из них в течение последних полутора лет ведется согласование, «а воз и ныне там». Незамедлительного решения требуют и проблемы финансового оздоровления предприятий. В этих целях просим Вас дать поручение Правительству Российской Федерации при внесении в Государственную Думу проекта бюджета на 2004 год предусмотреть выделение не менее 250 млн. рублей для частичного возмещения затрат предприятий на уплату процентов по кредитам, взятым в российских банках на сезонную закупку сырья и материалов. При этом по практической оценке отдельных областей выделенные суммы на субсидирование ставок позволят получить шестикратно больший возврат средств в бюджеты всех уровней.
Третьим блоком проблем являются проблемы сохранения и поддержания мобилизационных мощностей и мощностей производителей продукции государственного заказа. Сегодня к закупкам допускается значительное количество посредников, что удорожает продукцию; активно привлекаются иностранные производители. Недопустимо, по нашему мнению, использование средств налогоплательщиков для закупки товаров для государственных нужд и вещевого имущества за рубежом. В этих условиях промышленность сворачивает мобилизационные мощности и производство отдельных уникальных видов спецпродукции оборонного значения. Нельзя признать нормальным положение, когда 75% солдат и офицеров Российских Вооруженных Сил, Верховным Главнокомандующим которых Вы являетесь, одеваются в бронежилеты, изготовленные в США, при имеющейся возможности их изготовления в собственной стране и т. п. Мы считаем, что необходимо запретить министерствам и ведомствам расходовать бюджетные деньги на зарубежные закупки и поддерживать тем самым иностранного товаропроизводителя. Полагали бы, что для безопасности страны необходимо иметь в составе госрезерва страховой фонд сырья и материалов.
Нам представляется также, что и пропагандистская политика в области рекламы ассортимента и качества отечественной продукции должна быть поднята на государственный уровень. Для этого печатные издания и телеканалы с государственной долей собственности должны внести свой позитивный вклад, реклама отечественных товаров должна всегда стоить дешевле.
Поскольку для стабилизации работы отрасли не требуется много средств, и их можно найти путем использования преимущественно организационных мер, хотели бы еще раз обратить Ваше внимание, Владимир Владимирович, на необходимость стимулирования инвестиционного процесса в промышленности. Эта мера не нуждается в обосновании, отмена решения по снижению налогов при проведении модернизации и технического перевооружения производства существенно тормозит процесс развития промышленности.
Создание нормальной конкурентной среды и благоприятного экономического климата в стране позволят в короткие сроки увеличить поступления в бюджеты всех уровней, сохранить и увеличить число рабочих мест, обеспечить женщин стабильной и более высокой зарплатой, что также положительно скажется и на решении проблем материнства и детства. Социальная отдача от таких шагов тоже не заставит себя долго ждать.
В результате объем выпуска продукции легкой промышленности к 2010 году может быть увеличен не менее чем в два раза, а доля отечественной конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке превысит 50 процентов. Экспортный потенциал отрасли увеличится до уровня, превышающего импорт товаров легкой промышленности в России.
Проект Указа Президента Российской Федерации прилагается.
Проект Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по созданию экономических условий для развития текстильной и легкой промышленности и решения социальных проблем в использовании труда женщин».
В целях создания условий для стабилизации работы предприятий текстильной и легкой промышленности, сохранения и увеличения количества рабочих мест с применением женского труда, сокращения незаконного импорта товаров легкой промышленности постановляю:
1. Правительству Российской Федерации в кратчайший срок подготовить и реализовать меры по развитию текстильной и легкой промышленности, обратив особое внимание на:
– ограничение не менее чем вдвое неконтролируемого ввоза на российскую территорию товаров легкой промышленности (в первую очередь, одежды, обуви, трикотажа) и обеспечение поступлений в бюджет налогов и пошлин;
– ограничение незаконного производства и реализации товаров текстильной и легкой промышленности;
– подготовку и при необходимости внесение в Государственную Думу Российской Федерации поправок к законодательным и нормативным актам, предусматривающим допуск к закупкам продукции текстильной и легкой промышленности для государственных нужд только отечественных производителей, а также предприятий, имеющих мобилизационные задания на производство и поставку этой продукции;
– ежегодное возмещение в 2004–2008 годах из федерального бюджета части затрат предприятий отрасли в сумме 250 млн. руб. на уплату процентов по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях на сезонную закупку сырья и материалов;
– финансовое оздоровление предприятий текстильной и легкой промышленности, использующих труд женщин;
– закупку в 2004 году и последующие годы высокотехнологичного оборудования для предприятий текстильной и легкой промышленности на сумму 200 млн., долларов США в рамках межгосударственных соглашения под гарантию государства на условиях возврата кредитов в течение 10 лет и отсрочкой первого платежа на 1,5 года с момента ввоза оборудования на территорию Российской Федерации;
– образование государственного страхового фонда сырья для текстильной и легкой промышленности, закупаемого по импорту (хлопок, шерсть, химические волокна и нити, красители и др.) необходимого для обеспечения работы предприятий и поставок продукции по планам особого периода, предусмотрев необходимое бюджетное финансирование.
2. О проделанной работе докладывать ежеквартально.
P. S. Судя по всему, системный кризис в легкой (текстильной) промышленности оказался настолько «системным», что практически непреодолим. В кои-то веки удалось политически продавить специальное правительственное решение, но, по всей видимости, оно настолько второстепенно и экономически неперспективно для страны с точки зрения нынешнего руководства, что ожидать от него не приходиться ничего. Понятно, что такой указ президент, скорее всего, не подпишет никогда.
Несмотря на всю социальную значимость проблем текстиля для Ивановской области, с точки зрения перспектив – это всего лишь один из сегментов рынка, который не факт, что будет находиться под защитой федерального правительства.
Похоже на то, что несмотря на все смены курсов, тактик и перспектив, идея гайдаровского правительства о том, что российской текстильной промышленностью в условиях мирового разделения труда и экономической интегрированности России в мировое сообщество, можно пожертвовать – находит свих сторонников вновь и вновь. России трудно конкурировать со странами третьего мира в ненаукоемких отраслях. Россия должна делать ставку на науку, технологии, энергетику, машиностроение и так далее. В легкой промышленности мы будем проигрывать всегда. Не надо забывать, что весь американский ширпотреб делается в Китае.
Текстильная отрасль Ивановской области, как моноотрасль и монополист на общероссийском рынке – обречена. Место под солнцем найдут только некоторые из производителей, которым удастся занять нишу государственного и оборонного заказа или какого-то эксклюзива (например, лен, вышивка…), который по тем или иным причинам не сделает иностранный производитель-поставщик.