Очередное Соглашение «Ивэнерго» и мэрии заключено было восьмого апреля. Его можно назвать, пожалуй, самым смешным за всю историю взаимоотношений гендиректора АО «Ивэнерго» Вячеслава Смирнова с главами администрации города Иванова – сначала Троеглазовым, а теперь вот и Грошевым.
Соглашение еще раз подтвердило обязанность города оплачивать вовремя и в полном объеме потребляемые городскими потребителями энергоресурсы. Данную обязанность, опять-таки, принимает на себя, от имени всех горожан и городского бюджета – мэр, а не реальные партнеры «Ивэнерго» – коммерческие предприятия «Ивгорэлектросеть» и «Ивгортеплоэнерго». Выбирая Грошева мэром, избиратели не уполномочивали его расплачиваться деньгами города за чужие долги.
Смирнов, имея договорные отношения с предприятиями-перепродавцами электрической и тепловой энергии, постоянно апеллирует не к ним, а к руководству города. Тем самым он переводит персональную проблему «Ивэнерго», его неумение грамотно работать с клиентами, в плоскость общественно-политических и социально-значимых проблем. «Ивэнерго» давит на город, с тем, чтобы его руководство, вместо «Ивэнерго» вело претензионную работу с «Ивгорэлектросетью» и «Ивгортеплоэнерго».
С учетом того, что именно Смирнов проблемы хозяйствующих субъектов делает проблемами политическими, по той же схеме некоторых допущений, гендиректора «Ивэнерго» можно обвинить в элементарном вымогательстве и шантаже. Четыреста миллионов (не считая текущих платежей) выплатил Грошев Смирнову за время своего мэрства, – якобы долгов. Большинство из них были настолько безнадежными, что ни один суд их не признал бы даже по формальным признакам. Кроме Грошева. А четыреста миллионов рублей, наверное, очень бы пригодились городу для решения сугубо городских проблем. Но все эти деньги ушли, фактически, за просто так – «Ивэнерго». Нельзя даже сказать, что они ушли этому страшному Чубайсу, поскольку РАО «ЕЭС России» не владеет контрольным пакетом акций ОАО «Ивэнерго» – всего лишь 49,7 процента.
Исходя из вышесказанного, с учетом тех же допущений, можно было бы предположить между Грошевым и Смирновым наличие сговора на заключение сомнительной сделки размером в четыреста миллионов рублей. Но рука не поднимается писать такое про Александра Васильевича. Не могло быть тут сговора. Смирнов разводит Грошева, как наперсточник деревенщину.
Два года назад произошел всплеск в текстильной промышленности. Налоги вдруг потекли в городскую казну. Прошлый год также еще был хорош. В этом году все кончилось. Грошев, наверное, думал, что так будет вечно, и разбрасывался деньгами налево и направо – ведь не свои же. Будь на его месте Троеглазов (не самый лучший вариант мэра), уверен – ситуация с энергоснабжением была бы такой же, но четыреста миллионов Валерий Васильевич Смирнову бы никогда не отдал. И правильно бы сделал.
То, что гендиректор «Ивэнерго» Вячеслав Смирнов может вязать из главы администрации города Иванова Александра Грошева веревки, доказывает и заключение последнего Соглашения. Его однозначно следует занести во Всероссийскую летопись провинциальных анекдотов.
Единственное рациональное зерно, которое еще не закреплено никакими договорами и соглашениями и которое несет в себе хоть какую-то конкретику, заключается в том, что АО «Ивэнерго» обязуется в случае предполагаемых отключений или ограничений, заранее предупреждать о них, с тем, чтобы не допустить аварийных ситуаций и выхода из строя муниципального имущества. Преподносится это, как акт доброй воли. Что совершенно не соответствует действительности.
Заместителем Смирнова по правовым вопросам работает Юрий Трясцын. До этого он занимал должность начальника «отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов» прокуратуры Ивановской областью. Опыт по отслеживанию изменений в законодательстве у него огромный. Не даром Смирнов взял его на работу. Коллизия же и анекдот здесь в следующем. Неделю назад были внесены изменения в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности специальным абзацем была дополнена статья 546. Суть изменений в том, что отныне отключение абонента, юридического лица, возможно лишь «с соответствующим его предупреждением». То есть никакой доброй воли проявлено не было. Смирнов всего лишь заявил, что будет исполнять прямые и недвусмысленные требования Гражданского кодекса. Раньше (еще неделю назад) этот вопрос законодательно отрегулирован не был.
С тем же успехом Смирнов с Грошевым могли бы заключить Соглашение о том, что в ходе исполнения своих должностных обязанностей они обязуются никого лично не убивать.