Нет ничего более постоянного, чем временное. Под влиянием каких-либо внешних или внутренних, объективных или субъективных факторов мы соглашаемся, в виде исключения, под давлением обстоятельств, на некую временную схему. После того, как она начинает работать, возникает новая реальность и новые обстоятельства, обусловленные работой этой самой временной схемы. В результате, определить момент, когда уже можно было бы отказаться от временного в пользу постоянного, становится весьма затруднительно. Между тем, сами называя что-то временным, мы соглашаемся априори с тем, что так делать нельзя, что нас это делать заставили. И так и выходит, что неправильное становится правилом, временное действует постоянно и по большому счету, в итоге, мы только проигрываем от того, что когда-то дали позволить себя уговорить из, казалось бы, благих побуждений.
Одним из таких побуждений стала необходимость собирать в школах деньги с родителей учеников. Кому-то показалось, что минимально необходимый уровень финансирования школьного образования не соблюдается, и без сбора средств никак не обойтись.
Проблемы образования реальные немало запутаны мифами и проблемами надуманными, говорящими даже не столько о желании извлечь некую коммерческую выгоду (хотя и не без этого), сколько об элементарной бестолковости и боязни потерять власть, место и нарушить привычный ход вещей.
На фоне так называемого нищего финансирования и сокращения числа учеников, не было закрыто ни одной школы, не было сокращения педагогов. Учебные пррграммы не становятся тоньше и меньше, наоборот, все больше и больше появляется дополнительных, условно-бесплатных и условно-добровольных занятий, программ и курсов. Накал споров по новым методикам обучения, новым подходам к процессу обучения говорит о том, что учителя, школы, управления образования не занимаются самососредотачиванием на главной теме дачи необходимого минимума знаний, пытаясь в крайне стесненных материальных условиях сохранить лучшее из того что было и есть, а разбрасываются невесть на что.
Когда человек дает другому человеку деньги – «глаза-в-глаза», между ними возникают особые отношения. Эти «особые отношения» нельзя было допускать в школу ни под каким видом, несмотря ни на какие оправдательные обстоятельства. Пусть берет даже милиция – это не так гадко, как школьное вымогательство.
Система школьного образования, о которой у нас всегда говорили, в первую очередь, как о системе воспитания, превратилась в свой антипод, мощно пропагандируя общественные и межличностные отношения, с которыми должна бороться.
Дети чувствуют нюансы гораздо лучше взросолых. Хотим мы того или нет, а денежные сборы с родителей давно уже превратились в узаконенную систему взяточничества и вымогательства. Самое страшное здесь заключается в том, что эта система функционирует именно так, даже невзирая на нравственные и моральные качества самих ее участников. Это – системный недостаток, изжить который возможно лишь при полном запрете на денежное вспомоществование.
Каждый родитель, отдавая деньги, сознательно или подсознательно отдает их, опасаясь за судьбу своего ребенка. Опасаясь, что без этих денег он сам будет подвергнут обструкции и со стороны школы, и со стороны коллег-родителей. Опасаясь, что без этих денег, ребенок не сможет нормально учиться. Опасаясь, что может этих денег все-таки мало, что другие родители помогают школе дополнительно и так далее. Самое гадкое всегда появляется там, где меньше всего этого ждут и где меньше всего готовы с этим бороться.
Нет никаких спонсоров. Давайте создадим Фонд помощи школе. Не обезличенный, наоборот, хвалящий и благодарствующий дарителей. Но с одним ограничением, даритель не будет решать какой школе идут деньги – этим будет заниматься попечительский совет. Дарители, конечно, останутся, но денег будет в несколько раз меньше, чем собирается сейчас по школам. По одной простой причине – то, что происходит – чистое вымогательство и взяточничество, не имеющее к меценатству и даже спонсорству никакого отношения. То, что происходит в школах – натуральная уголовщина, ответственность за которую должны нести руководители школ и системы образования.
Сама собой система поборов не прекратится никогда. При любом раскладе, денег будет всегда нехватать. Всегда найдется какая-нибудь дополнительная, но крайне необходимая потребность. Всегда найдется что-то, на что можно истратить деньги.
Когда закончится «временный этап» сбора денег с родителей учеников, никто не скажет. Материальных и финансовых критериев, определяющих это, нет. Моральные же, нравственные, философские, образовательные и воспитательные – не работают.
Система образования, как некоммерческая структура выведена из-под контроля, каковой есть в бизнесе и предпринимательстве. Поэтому ею пора уже заниматься правоохранительным органам: сама она свои пороки не преодолеет.