Администрация Ивановской области направила в Законодательное собрание законопроект «О выборах должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления» и в связи с этим проект изменений в Устав Ивановской области. Изменения в нашем местном выборном законодательстве обусловлены принятием нового российского избирательного закона.
Главных и действительно значительных изменений – два.
Первое. Отныне законодательно будет определена процедура отзыва депутатов Законодательного собрания, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав местного самоуправления (мэров и проч.). Процедура отзыва губернатора по-прежнему не предусмотрена.
В старом законе (впрочем, пока еще действующем) о возможности отзыва говорилось лишь в отношении выборных лиц местного самоуправления, депутаты областного парламента не упоминались вовсе. При этом самой процедуры не было, указывалось на возможность установления таковой уставами муниципальных образований. В некоторых из уставов такая якобы процедура прописана, например, в уставе города Иванова. Следуя ей, отзыв главы города или депутата становится делом невозможным в принципе: начиная с того, что инициативная группа граждан по отзыву мэра должна быть зарегистрирована самим мэром, а решение об отзыве утверждено городской думой. То есть, фактически, это не процедура, а фарс.
Проект нового областного закона предусматривает главное – голосование избирателей по отзыву выборных лиц. Порядок голосования по отзыву аналогичен порядку голосования при избрании. Основанием для отзыва может быть невыполнение депутатских полномочий, служебных и должностных обязанностей выборного лица или нарушение законодательства. Правом инициирования процедуры отзыва обладают граждане (не менее двадцати человек) и избирательные объединения или блоки, участвовавшие в выборах. Количество подписей, необходимых для проведения голосования по отзыву, соответствует количеству подписей на выборах в поддержку кандидата.
Второе. Следующие выборы депутатов Законодательного собрания пройдут по смешанному принципу (как в Госдуму) – половина по одномандатным округам (сейчас все так избираются) и половина по партийным спискам. Областной парламент перестанет быть местом сбора совершенно разнородной публики, озабоченной либо сугубо местечковыми, либо исключительно личными интересами. Он превратится в политически структурированный орган власти, более способный к конструктивной работе нежели нынешний.
Нынешнее число депутатов составляет тридцать пять человек, столько же и округов. Администрация области предлагает установить общее число депутатов в тридцать шесть. Это означает, что восемнадцать пойдут от партий и столько же от округов, которых, соответственно станет в два раза меньше.
Насколько известно, у депутатов другое предложение – сорок восемь или даже семьдесят два члена областного парламента (на себе они никогда не экономят). Объяснение этого безудержного самоукрупнения весьма банальное – страх не попасть в депутаты следующего созыва. Сейчас все как-то окучили свои округа и знают, что и как. В случае же выборов по партийным спискам округов становится вдвое меньше, а попадут ли они в партийные списки – большой вопрос. При нынешней мелкой нарезке округов люди голосуют не за партии, а за тех, кого действительно знают (по крайней мере, в районах), и от политической принадлежности мало что зависит. Если же закон волевым решением отдает половину мандатов партиям, то партийные предпочтения явно будут отличаться от предпочтений избирателей.
При партийном голосовании избиратели голосуют уже не за фамилии, а за виртуальные идеи. Несмотря на огромную популярность КПРФ и то, что ивановский губернатор – коммунист, среди членов нынешнего ЗС явных коммунистов два-три человека. При голосовании по партийным спискам коммунисты, как это и положено, наберут свои стандартные как минимум треть голосов. Именно поэтому уже сейчас можно утверждать, что расклад в новом областном парламенте будет сильно отличаться от нынешнего, и явно в пользу КПРФ-НПСР.
Вряд ли депутаты согласятся с предложенной администрацией цифрой в тридцать шесть человек. Они захотят больше. Но это никак не отразится на политическом раскладе сил в будущем Законодательном собрании, это отразится лишь на том, кто из нынешних депутатов попадет в него еще раз.
Данная позиция проекта закона, несомненно, вызовет наиболее серьезные и, я бы даже сказал ожесточенные, споры по причине лично-меркантильного интереса депутатов, который они будут тщательно скрывать за интересами избирателей.