«Спор о том, надо ли обучаться журналистике, уже стал вечным»

Тринадцатого января отмечался профессиональный праздник пишущих журналистов – День Российской печати. В Ивановском государственном университете на филологическом факультете уже несколько лет ведется профессиональная подготовка студентов по специальности «журналистика». И вполне логично, что сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с заведующим кафедры журналистики филфака, доктором филологических наук, профессором ИвГУ Сергеем Страшновым.

Сергей Леонидович, как все начиналось?

— Идея подготовки журналистов на филфаке возникла в начале девяностых годов. С 1992 года стали набирать по десять студентов на специализацию «журналистика». Среди тех студентов довольно много известных ныне ивановских журналистов: Андрей Никитин (главный редактор «Хронометра»), Ольга Спиридонова (главный редактор «МК в Иванове»), Федор Лапин («Частник»), Екатерина Смирнова (ИГТРК), Татьяна Суханова («Барс») и другие. Несколько человек работают в Москве, например, Денис Солдатиков и Андрей Дружинин.

Понятно, что специализация не могла создать условий для углубленной подготовки, поэтому в 1998 году была открыта специальность «журналистика». Отныне студенты по окончании учебы будут получать диплом, в котором им будет присвоена квалификация журналиста, а не филолога, как раньше. Эта подготовка уже более серьезная, она ведется по общероссийскому стандарту, и не только по филологическим дисциплинам – литературе и языку, но и по специальным предметам, особое внимание уделяется социально-экономической подготовке. Причем студенты изучают и социологию журналистики, и психологию журналистики, и экономику СМИ, и менеджмент. А это, на мой взгляд, позволяет подготавливать специалистов, которые будут конкурентоспособны на медиа-рынке.

Как происходит набор на отделение?

— Состав наших студентов лишь на треть комплектуется из ивановских школ, треть — из районов области (больше всего из Кинешмы), и треть – из-за пределов области. К нам приезжают даже из Монголии, Китая, Анголы. А российская география такова: от Калининграда до Якутии, и от Архангельска до Краснодара. Специальность «журналистика» — одна из немногих, которая требует ранней профессионализации, раннего самоопределения будущих абитуриентов. То есть к нам приходят – это почти обязательно — с публикациями, которые были сделаны не только в одиннадцатом классе, когда человек спохватился и решил поступать сюда, но и в еще более раннем возрасте.

В отличие от прочих специальностей университета, у нас абитуриенты должны выдержать целых пять творческих испытаний: два устных экзамена – по русскому языку и по литературе, сочинение, а также два тура творческого конкурса. Поступающие пишут оригинальную письменную работу на темы вроде: «Социально значимое событие последнего времени, свидетелем или участником которого я был», «Опыт обобщающей характеристики города, района». Вторая часть творческого конкурса – собеседование по имеющимся публикациям, в ходе которого проводится и психологический тренинг, выявляющий готовность человека к журналистской работе в будущем. Это позволяет нам отобрать такой контингент студентов, которые уже с первого курса проявляют свой творческий потенциал.

Насколько уровень подготовки в ивановском университете сравним с уровнем МГУ?

— В МГУ большие традиции, и там, естественно, работают преподаватели, которые дольше специализируются в обучении собственно студентов-журналистов, ну и, конечно, у московских студентов больше возможностей практиковаться в столичных СМИ. Но одно выигрышное обстоятельство есть и у нас: наши студенты гораздо ближе к преподавателям и к конкретным журналистам, которые ведут дисциплины типа журналистское мастерство, профессиональная этика журналиста.

Есть немало журналистов, которые не заканчивали филфак, а имеют историческое, экономическое образование. Есть ли смысл в журфаке?

— Конечно, нужны какие-то задатки, и мы их выявляем на стадии поступления. В общем объеме наши студенты имеют немалую практику – полгода. Но я с вами согласен: в журналистику приходят люди с разных сторон, и идеальный вариант, если бы журналистика была второй профессией. Например, человек сначала получает знания в области юриспруденции или экономики, а затем специализируется по журналистике. И я думаю, что будущее за такой многоаспектной подготовкой. Спор о том, надо ли обучаться журналистике, уже стал вечным, и мне думается, что разрешить его никогда и никому не удастся.

Поскольку мы понимаем, что человек, занимающийся всем и ничем, не будет востребован, со второго-третьего курса мы предлагаем студентам выбирать не только журналистику печатную или электронную, но и предлагаем тематическую специализацию. То есть наши студенты накапливают материалы, прежде всего, касающиеся того профиля, в котором им бы хотелось быть наиболее компетентными, и человек постепенно учится владеть темой и разбираться в ней.

Какой процент ваших выпускников работает по специальности?

— Достаточно большие надежды связаны у нас с будущими выпускниками, поскольку все пятнадцать человек уже сотрудничают с редакциями, и многие даже работают на полставки. Но если говорить о тех, кто обучался в рамках специализации, то около восьмидесяти процентов, а это много по сравнению с выпускниками филологического факультета, работает по специальности. И большинство из них остается в Ивановской области.

Как вы относитесь к мнению, что журналист должен быть злым, а среди женщин вообще не может быть настоящих журналистов?

— Я не думаю, что мужчины злее женщин, это во-первых. А во-вторых, замечено, что мужской ум более аналитичен, а женский – оперативнее, они быстрее схватывают информацию, эмоциональнее ее воспринимают. Эти качества делают женщин-журналистов в России где-то даже конкурентоспособнее мужчин. Мужчина как журналист иногда может состояться со временем. Девушки же раньше раскрываются, особенно если говорить о радио и телевидении.

Как решается вопрос трудоустройства выпускников?

— Здесь действует принцип, который я пытаюсь внушить своим студентам, а именно: журналист в силу своей предприимчивости должен сам найти работу. Хотя к нам поступает много предложений о трудоустройстве наших выпускников. Мне постоянно звонят из газет, из телерадиокомпаний. Мы рекомендуем студентов старших курсов, и некоторым удается закрепиться. Чувствуется, что потребность в наших выпускниках есть, и это вселяет оптимизм.

За время вашей работы изменилось ли что-то в преподавании журналистики?

— Все больше усиливается акцент на получении социологического образования, что, видимо, связано с тем, что традиция западной подготовки журналистов всегда тяготела к социологии, тогда как в России ценилось умение сказать и устно, и письменно, то есть важна была именно филологическая основа. Можно добавить также, что профессия журналиста предполагает не столько теоретическую подготовку, сколько практическую. В частности, студенты имеют возможность защищать дипломные работы не только по научной проблематике, но и творческие дипломные сочинения, основанные на их собственном опыте.

Каков ваш прогноз относительно будущего журналистики?

— Думаю, что поскольку мы живем в информационном обществе, вступили в информационную эпоху, то, наверняка, профессия журналиста будет оставаться заманчивой и востребованной. Другой вопрос, чем будущим журналистам придется овладеть и что ценится в различных изданиях. Это новые информационные технологии, работа в Интернете. Нужно понимать, что мультимедийная революция свершилась, и без подобных навыков профессионально работать невозможно. Второе обстоятельство: журналистика – открытая профессия. И поэтому важно овладение иностранными языками. И, кроме того, значимо, чтобы в современном взрывоопасном мире журналисты понимали, что они не только выразители каких-то частных интересов, они должны быть готовы к социальному партнерству, посредничеству между разными социальными группами.