Нравственно-религиозные аспекты проекта областного бюджета

Платить налоги противно человеческой сущности. Даже продвинутые представители цивилизованного общества, осознающие необходимость регулярных отчислений, делают это скрепя сердце. Подавляющее же большинство относится к налогам, как к оброку в самых худших его проявлениях.

Казалось бы, вся проблема состоит в неизвестности и сомнениях. Отдавая свои кровные в магазине, баре или казино, человек знает, что он получает взамен, будь-то говяжья лопатка, кружка пива или порция адреналина пополам с надеждой на куш. Налоги же для обывателя — понятие иррациональное. Больше того, облегчения не приносит и осведомленность. Иногда она лишь усиливает страдания.

Тридцать четвертая статья Бюджетного кодекса, да и обычная логика подсказывают принципы эффективности использования бюджетных средств, рассказывая о необходимости достижения наилучшего результата с использованием наименьшего объема средств. То есть, если говорить о заведомо ограниченных объемах средств, жизненно необходимо изначально знать желаемый результат. Знать цель.

Цель – вот ключевое слово. Вот то, чего никогда не хватало нашему бюджету – реально поставленной цели. Нельзя же всерьез считать основной целью стремление равномерно размазать всю доходную часть по всем расходным статьям, подстатьям, пунктам и подпунктам областного бюджета.

Чтобы приземлить глобальные понятия до уровня среднестатистической семьи, приведем простой житейский пример. Используя принцип формирования годового бюджета Ивановской области, совокупный месячный доход семьи можно распределить приблизительно так. Процентов семьдесят автоматически уходит на коммуналку и питание, а оставшиеся тридцать направляются на приобретение запчастей для телевизора, холодильника, стиральной машины и на празднование торжества, обязательно случающегося раз в месяц, по семейному или общегосударственному поводу.

Если на бытовом уровне прийти к разумности формирования бюджета легко — достаточно лишь трезво оценить первоочередность и необходимость приобретений, то на региональном это практически невозможно. Для этого необходимо кардинально изменить способ мышления. В людях, которые сейчас разрабатывают и принимают бюджет, изначально заложена системная ошибка, не позволяющая с толком распорядиться деньгами. На это есть объективные причины, лежащие на подсознательном уровне и обусловленные историческим прошлым.

Православный догмат всеобщего равенства перед Богом привел к фатализму Ильи Муромца, тридцать лет и три года лежавшему на печи в ожидании калик перехожих, и к принципу «всем сестрам по серьгам». А в то время как у нас жрали икру ложками со скатерти самобранки, в Швейцарии появился Жан Кальвин и популярно объяснил, что равенства нет и оно богопротивно, что нефиг тратить бабки на всякую чепуху типа празднования многочисленных юбилеев и на культовые обряды… Швейцарец проповедовал, что изменить приговор свыше человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях — это божий знак, что он верно исполняет свое призвание. Труд, бережливость, расчет – Кальвин считал добродетелями. И страна козопасов превратилась в государство лучших в мире часов, сыра и банков.

Конечно, сторонникам кальвинизма пришлось сначала сжечь на костре пару философов, но был создан новый тип людей, наделенных «духом капитализма». Изуродованное послереволюционным прошлым православие привело к созданию «новых русских».

Говорить о преимуществе одной религии над другой бессмысленно и глупо. Впрочем, речь не о теологии, а об исторических предпосылках. Кальвина на наш бюджет нет! А если бы он был, то первым на костер отправился бы человек, предложивший методику распределения ассигнований из областного бюджета на 2003 год по разделу «Прочие расходы»: на проведение торжественных мероприятий, связанных с государственными праздниками (647,6 тысяч рублей), проведение торжественных мероприятий, связанных с празднованием 85-летия Ивановской области (300 тысяч рублей), проведение вручения государственных наград (45 тысяч рублей), выплата премий к Почетным грамотам и других премий (240 тысяч рублей), оформление областного экспозиционного стенда «Ивановская область для участия в выставках» (373,6 тысяч рублей), шефские связи с Североморским и Черноморским флотом (186,8 тысяч рублей), содержание Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная» (255 тысяч рублей) и т. д. Как минимум, эти два миллиона смело можно причислить к излишней роскоши.

По Кальвину, экзекуции стоило бы подвергнуть и разработчиков некоторых целевых программ. Особенно издевательски выглядят программы, касающиеся детей. Например, детям-сиротам всей области в будущем году хотят дать 773 тысячи рублей. Если принять во внимание, что треть этих денег будет украдено чиновниками (это не я сказал, это данные сухой статистики по России), а еще треть пойдет на проведение всяческих семинаров, учеб и встреч (этим до неприличия забиты все целевые социальные программы), то собственно детям-сиротам достанется крайне мало. Да в сущности, ничего не останется, если учесть опыт предков, воплощенный в колоритную фигуру «голубого воришки» Альхена, описанную Ильфом и Петровым.

Вообще, как ни парадоксально это звучит, принимать программы, предусматривающие столь мизерное финансирование, – немыслимое расточительство: все равно не хватит ни на что стоящее, кроме семинаров с обедами.

Детализировать смысла нет. Как уже говорилось, бюджет не имеет ярко выраженной идеи. А значит, большие деньги будут потрачены бессмысленно.

Если вернуться к истории и религии, то остается добавить, что в православной стране лучшим вариантом государственного устройства была бы монархия. А коли у нас демократия, то надо обойтись хотя бы без фарисейства.