С учетом логики событий последних двух лет и закона перехода количественных изменений в качественные, проявившегося в событиях последних недель, губернатор Тихонов сейчас может создать самую мощную в Ивановской области политическую партию. Понимаю, что словосочетание «политическая партия» есть не что иное, как тавтология, то есть добавление к понятию определения, не уточняющего смысла понятия. Однако для нашего политического пейзажа, с его чрезвычайно размытыми терминами такое уточнение нелишне. История постсоветского партийного строительства, при котором отсутствовала внятная политическая позиция, заменявшаяся столь же невнятными лозунгами, прикрывавшими стремление решать сиюминутные задачи, в основном личного и внеклассово кланового порядка, а также ситуация, в которой субъекты предпринимательства пытались становиться (и становились) субъектами политики – не позволяли выстроить нормальную политическую систему и создать нормальные партии.
Не только названия партий, но и партийные лозунги, декларируемые задачи и реальные действия не позволяют четко соотнести их с традиционными понятиями левизны, центризма и правизны: позиционирующие себя левыми могут де-факто оказаться крайне правыми идеологически, а правые вдруг начинают ратовать за социальные гарантии и льготы. Четко охарактеризовать с политической точки зрения можно только всю Россию целиком – социально ориентированное, бедное социал-демократическое государство, то есть: пусть лучше развалится весь городской транспорт, но льготы на проезд мы не отменим никогда. И так во всех сферах, невзирая на нищету и явную неспособность государства профинансировать высокую социальную составляющую. И даже те из политиков, кто скажет об этом, не станет предпринимать в этом направлении ничего, потому что право-консервативной партии, обеспечившей бы идеологическое и политическое прикрытие такому политику – нет, и сам этот политик, несмотря на всю жесткость и прагматичность своих убеждений и заявлений опирается на социально-ориентированный электорат.
Наши партии, в политическом смысле, эфемерные создания. Плохо структурированы, не дисциплинированы, не имеют четкой идеологии и, что самое плохое, ориентированы преимущественно на своих лидеров. Процесс создания партий по-настоящему начинается только сейчас, после принятия соответствующего федерального закона. Во многом, именно его отсутствие и не позволяло строить нормальную политическую систему, поскольку существовала иная система, ориентированная опять-таки не на политические, а на клановые интересы. Политический разброд устраивал систему, и партии ей были не нужны.
Политический процесс не может существовать исключительно в метрополии. Сильная партия сильна своей глубокой и разветвленной структурой. Политическая жизнь возможна только в условиях разделения властей и активной парламентской деятельности на всех уровнях власти. До тех пор, пока выборы в местные парламенты проходили по принципу: «Этот красившее того, а этот говорит складно”, политическая жизнь больше походила (и походит пока) на броуновское движение.
Неструктурированное скопление людей неспособно принять никакого решения. По крайней мере, совместная деятельность их будет малопродуктивна. Организация людей в какие-либо группы – это ограничение собственной свободы ради достижения результата. До сих пор депутаты местных парламентов в своей деятельности не ограничены ничем и никем. Что гарантирует полную свободу и независимость от своих предвыборных обещаний и от какого-либо результата своей деятельности. Избиратель делает выбор раз в четыре-пять лет. В промежутках между выборами у него полностью отсутствует возможность влияния на ситуацию. Нет никаких реальных механизмов, которые могут заставить депутата (главу администрации) нести ответственность перед избирателем. Электорат не может соотнести того или иного кандидата с чем-либо, что поможет ему быть уверенным в нем, знать, что не ошибешься и, самое главное, знать, что если что не так, то на следующих выборах, я отомщу и не абы кому, а тому и тем, кто этого заслуживает. Есть только одна система, позволяющая ввести хоть какой-то элемент ответственности парламента перед народом – выборы по партийным спискам. Партия, в отличие от конкретного человека-кандидата вечна, неизбывна и четко различаема избирателем. Партия вынуждена сама беспокоиться о своих выдвиженцах и следить за ними, дабы они не испортили имиджа всей организации. Только партийная система может превратить парламентское болото в реальный инструмент и действенный и эффективный орган управления.
В Законодательном собрании в свое время была создана фракция (на самом деле группа, конечно, но этот понятийный аппарат нам сейчас не важен, главное, что есть некая формализованная группа депутатов) «Единство”. Туда входит чуть меньше трети депутатов, то есть ни о каком парламентском большинстве и речи не идет. Тем не менее, могу утверждать это, что благодаря своему организационному оформлению, депутаты, входящие в «Единство” смогли решить немало задач и проблем, которые в ином случае они решить не смогли бы. Депутатов много, интересы у всех разные и зачастую даже небольшой направляющей силы бывает достаточно, чтобы повернуть дело нужным образом.
Существует ли противостояние губернатора и Законодательного собрания? Безусловно, нет. Его не может быть по определению. Противостояние подразумевает четкое оформление позиций. В ЗС нет парламентского большинства, а значит, нет и четкой позиции по обсуждаемым вопросам (в таких условиях высок элемент случайного). Между губернатором и депутатами существуют разногласия, требующие согласования позиций и взаимных уступок. И лишь иногда эти разногласия приводят к некоему временному противостоянию. Чем последнее может быть обусловлено? Да тем же самым, почему нет противостояния непрерывного – отсутствием парламентского большинства. Только с другой стороны.
Желание губернатора работать с парламентом так, чтобы он, как правило, принимал то, что нужно исполнительной власти – есть не просто желание, а сверхзадача. Сверхзадача, не могущая быть предметом оценочных суждений – это вопрос эффективности губернаторской власти и власти вообще. Хорошо ли от этого будет избирателю? Максимум плохого – это то, что ему будет все равно. Мне, например, как гражданину всегда плохо, и заявить об этом у меня повод был, есть и всегда будет. Всякому же, кто занят реальным делом (даже и в политике) любое эффективное действие приятнее. Заявить обратное, значит встать на путь анархистов, революционеров и прочих ниспровергателей, стремящихся к неоптимизированному мироустройству, приводящему, как правило, к тотальной оптимизации общества, то есть диктатуре. Возможно, кто-то в данном случае вспомнит о такой немаловажной составляющей политической жизни, как оппозиция. На это скажу так: в любом приличном обществе, оппозиция служит не тому, чтобы мешать эффективной работе действующей власти, а тому, чтобы вскоре занять ее место и быть столь же эффективной.
Противостояние с губернатором может быть инициировано только теми из депутатов, кто явно вне политических структур или не вписался в действующую систему финансово-хозяйственных отношений. Большинство самых красноречивых и задиристых депутатов не обладают крупной собственностью и не имеют должностей в серьезных политических движениях и партиях – чистые политики, они реально представляют только себя, и в разных случаях могут представлять временно те или иные силы, в зависимости от ситуации и необходимости и возможностей для лоббирования. (Бывают еще и клинические случаи разной идеологической и практической направленности, но мы это опустим). Примкнуть к ним может тем больше народу, чем меньше формальной организованности среди депутатов.
Законодательное собрание избрано не по политическому принципу. За губернатора-коммуниста голосовали далеко не члены КПРФ. Фракция «Единство”, в которую хоть и вошли многие не члены партии, тем не менее, обладая политической окраской, оказалась малочисленной (при этом повторю, члены ее добились многого). На политической основе оказалось невозможно создать достаточно мощное объединение, способное серьезно влиять на весь депутатский корпус. Вместе с тем, одновременно с осознанием необходимости объединения на неполитической основе, следует понимать, что никаких неполитических групп в парламенте быть не может – там все политика. Говоря о неполитическом объединении, следует иметь в виду группу, созданную не на основе какой-либо из действующих партий.
Промышленная группа, созданная сразу вслед за группой «Единство”, не имела четких целей и задач. Фактически она явилась плодом осознания того, что нас, промышленников, в ЗС много, а значит, мы должны иметь фракцию. Подозреваю также, что эта группа была сформирована по признаку желания добиться от исполнительной власти каких-то особых преференций в бизнесе, то есть, выступила в роли просителей, что, согласитесь, было бы нормально для фракции учителей-врачей, а не промышленников. Так или иначе, а группой, способной организовать конструктивный диалог Законодательного собрания и губернатора, она не стала.
Вместе с тем, альтернативы, кроме как использования темы промышленников у губернатора не было. Промышленники составляют две трети депутатского корпуса. Промышленность – это реальный сектор экономики. Все, что связано с производством обладает позитивом (а отвратительных «олигархов” у нас нет) в глазах избирателя: и делом заняты, и властью обладают – таких россияне любят.
Как выяснилось, идея реанимации промгруппы в нашем парламенте оказалась востребованной. К шести членам старой группы сразу же добавилось еще больше десяти депутатов. Не могу утверждать, что среди депутатов было изначальное движение в том же направлении, но несомненно, что инициатива Тихонова легла на уже готовую почву: все словно чего-то подобного и ждали (кто-то, несомненно, без особой радости).
В промгруппе оказалось двадцать два человека. Если она окажется реально действующей группой, то это будет означать, что в ЗС сформируется если и не партия по всем формальным признакам, то что-то очень на нее похожее. То, что новый председатель группы – гендиректор ООО «Колобовская ткацкая фабрика” Павел Коньков на выборах победил старого председателя – гендиректора ОАО «Кохма-текстиль” Бориса Чудецкого с перевесом всего в один голос, и группа по этому признаку разделилась почти поровну, ни о чем не говорит. Важно, что кандидатуру Конькова назвал губернатор и она прошла, хотя, принимая во внимание ярко выраженные эмоциональные особенности любого народного избранника, могли бы забаллотировать его, только исходя из одного чувства противоречия. Скорее всего, активных участников группы, настроенных конструктивно на сотрудничество с губернатором будет значительно больше одиннадцати человек.
За два года работы губернатора и ЗС, оппозиции Тихонову так и не сформировалось. Есть политические оппоненты, а оппозиции нет. Что, в общем-то, имея громадное значение для текущей работы, не будет иметь никакого значения для предвыборной ситуации. Аморфность местного «Единства” не может никого обмануть. Маятник пристрастий избирателя неизбежно качнет – сильно ли слабо ли, но в другую сторону. Потому что настолько хорошо, чтобы только по этой причине голосовать за действующую власть, все равно не будет. На следующих выборах от Тихонова потребуется гораздо больше именно политических усилий. И роль политики будет большей, чем было до сих пор. Местный парламент также будет формироваться по партийным спискам и это отразится на общей предвыборной ситуации, потому что неизбежно возникнет общеполитическое противостояние, в котором роль действующих депутатов и кандидатов в депутаты на губернаторские выборы будет весомой. В такой ситуации и депутаты будут испытывать на себе обратное влияние действующего губернатора, поэтому структурирование депутатского корпуса – неизбежно. Если хотите, это – тенденция и объективная реальность.
Постоянно, в течение нескольких лет быть раздражителем и терпеть других раздражителей можно только при определенном психо-эмоциональном складе ума и характера. Таких людей – единицы. Долгая совместная работа неизбежно приводит к сглаживанию разногласий и сближению позиций. Не случайно, что после двух лет со времени выборов, только сейчас и начинается активный поиск точек соприкосновения. Скандально, а в некоторых случаях даже и анекдотично проявившееся противостояние и между депутатами и губернатором, и между самими депутатами, означает не окончательный разлад, а кризис – высшую точку болезни, после чего возникает совершенно иная ситуация.