«Мне достаточно посмотреть на учеников, чтобы понять, есть ли в школе порядок»

В начале 2002 года на должность начальника городского управления образования пришла Тамара Бугеро, проработавшая 20 лет директором средней школы № 35. О том, что удалось ей сделать за 9 месяцев работы, она рассказала в интервью нашей газете.

— До меня должность начальника управления образования занимал Александр Стрижов, который уехал из Иванова. Он меня и звал, сказав, что, мол, у тебя имеется большой опыт работы, ты поставила на ноги 35-ю школу, в которой много инноваций.

Проработав такое количество лет директором, я могу сказать, что знаю проблему изнутри. И когда человек, отдавший столько лет школе, приходит работать в управление образования, то, с одной стороны, ему легко, потому что он много знает, а с другой стороны, видишь сразу много проблем. Когда я прихожу в ту или иную школу, то мне достаточно бывает просто посмотреть на учеников, учителей и директора, чтобы узнать, есть ли в школе порядок. Если, например, дети на ступеньках учебного заведения курят, плюют, лавки валяются изломанными, двери порезаны ножом, а под окном учительской куча мусора, то о какой воспитательной работе может идти речь?

Тамара Николаевна, что удалось сделать за время вашей работы в этой должности?

— Я ни в коем случае не хочу сказать, что до меня было все плохо. Но, к сожалению, все хорошее имеет тенденцию к старению. И сегодня мы, работники сферы образования, должны уметь держать руку на пульсе времени. Во-первых, мы занялись реорганизацией городского методического центра. У нас их было четыре в каждом районе. Теперь будет один – на улице Семенчикова, и там будут самые последние разработки и последняя литература по вопросам образования. Цель реорганизации – уделять большее внимание не столько теоретическим, сколько практическим вопросам. На базе тех школ, где имеются хорошие наработки, будут проводиться семинары, встречи педагогов. Методистами по развитию математики, филологии, естественно-научных дисциплин станут учителя из школ №№ 14,19, 35, 62, прошедшие переподготовку в федеральных учебных центрах Москвы. Методистами по развитию профильного образования станут учителя-практики научно-педагогического комплекса «школа № 22 — Ивановский государственный университет». Работу с руководителями образовательных учреждений планируется организовать в форме целевых групп.

Наше управление разработало программу развития муниципальной системы образования города Иванова до 2006 года. Общий объем финансирования ее составляет 155 миллионов рублей. Программа направлена не просто на поддержание образования, а на его развитие. Основными задачами являются: обеспечение доступности образования; обновление содержания и технологий образования; формирование структуры государственно-общественного управления муниципальной системой образования; создание целостной системы воспитания детей, внедрение здоровьесберегающих технологий.

Программа включает подпрограммы «Одаренные дети» и «Патриотическое воспитание детей». Содержательная часть очень богата, в ней расписано образование в начальной, подростковой, профильной школе, по развитию дошкольных учреждений, по образовательным округам. Каждая школа в каждом из образовательных округов (районов) должна входить в определенный комплекс, например: «детский сад — школа — вуз» или «школа — детско-юношеский центр» и т. д. То есть после детского садика дети в этом же районе по месту жительства пойдут в определенную школу, а затем в вуз или ссуз, где они продолжат образование. Программа по образовательным округам выиграла в марте этого года гранд Сороса, средства которого мы потратили на проведение обучающих семинаров с руководителями учебных заведений, обеспечили их методическими разработками, а также приобрели оргтехнику. Наша программа вошла в число лучших по признанию специального Мегапроекта развития образования в России. Для этого Мегапроекта региональные управления образования представили свои программы, и мы оказались среди Волгоградской, Свердловской, Оренбургской, Брянской, Калининградской областей, чьи разработки были признаны лучшими. Из муниципальных проектов будет составлена окончательная программа развития российского образования, а пока есть лишь концепция его модернизации. Методические материалы «Программы развития муниципальной системы образования города Иванова до 2006 года» распечатаны и розданы директорам школ.

Как вы относитесь к госзаказу, когда в вузы будет набор определенного числа абитуриентов по той или иной специальности?

— Я отношусь к этому очень положительно. В школах не хватает педагогов по английскому, по русскому языку, по зарубежной литературе. И мое мнение сводится к тому, что если студент проходит бесплатное обучение в государственном вузе, то он должен по его окончании отработать некоторое время по специальности. А иначе зачем государство будет платить за того, кто не хочет быть специалистом на практике?

На одном из совещаний председатель совета ректоров Владимир Зрюкин сказал, что многие абитуриенты ужасно безграмотны, а половина медалистов — фальшивые?

— С тем, что медалисты у нас фальшивые, я не согласна. Они поступают на такие факультеты, где очень большой конкурс, но туда поступают и те, кто занимался у репетиторов. А сегодня в молодежной среде устоялось мнение, что если ты занимался с репетитором, да если он к тому же входит в состав приемной комиссии, то ты поступишь точно. Веря в это, некоторые медалисты просто отказываются сдавать обычные вступительные экзамены, не пройдя тест. А нанять репетиторов их родители зачастую просто не могут в силу отсутствия у них материальных возможностей.

Есть ли у вас сведения, какие учебные заведения города являются сегодня самыми неблагополучными в социальном плане: по количеству детей, состоящих на учете в милиции, по числу наркоманов и т. д.?

— Да, есть школы, требующие с нашей стороны особого контроля и помощи. Это школы в Советском районе, на Сортировке, где много неблагополучных семей. Но директора работают, стараются, и мы им помогаем. У нас на 1 сентября не приступило к учебе около ста человек. Мы составили список, и я уже начала объезжать семьи, где живут эти ребята, лично знакомиться с ними. Мы будем решать их судьбы: кого-то определим в кадетский корпус, кого-то в общеобразовательную школу, а некоторых ребят мы совместно с МПЖХ устроим в открывшиеся недавно столярные мастерские. Таких ребят, с 13 до 16 лет, у нас из этого списка 63 человека. Они будут учиться в обычных школах в силу своих каких-то психологических особенностей по индивидуальному плану и будут закреплены в МПЖХ за рабочими. Если все получится удачно, то мы по примеру Прибалтики откроем и малые мастерские для таких детей на городских промышленных предприятиях.

Вообще, планов у нас много, но на их осуществление необходимы средства.