Всего второй год существует практика направления Бюджетного послания главы администрации Ивановской области Законодательному собранию. «Курсив» уже давал свою оценку документа под названием «О бюджетной политике Ивановской области…». Теперь мы предлагаем вниманию читателей мнение депутатов ЗС – тех, кому послание и адресовано.
С одной стороны, проводя пресс-конференцию, руководство комитета по бюджету, финансам и налоговой политике представило журналистам вовсе не мнение Законодательного собрания, а мысли депутатов Мельникова, Кабанова и Сироткина, появившиеся у них после прочтения Бюджетного послания. С другой стороны, мало для кого является секретом, что мнение этих депутатов во многом является определяющим для всего депутатского корпуса. Готов даже поспорить, что официальная позиция Законодательного собрания практически не будет отличаться от позиции этой тройки. Впрочем, выясним это мы в сентябре, когда послание будет рассмотрено на комитетах и пленарном заседании ЗС.
Итак, Бюджетное послание Мельников, Кабанов и Сироткин оценили как грамотное и идентичное посланию президента РФ Владимира Путина депутатам Государственной думы. По мнению депутатов, дискуссионный характер носят некоторые прописанные в послании итоги бюджетной политики в 2001 году и в начале 2002 года. Не комментируя депутатское мнение, отмечу пункты, вызвавшие сомнения.
Не верят депутаты в усиление контроля за исполнением юридическими лицами обязательств по погашению задолженностей по региональным и местным налогам и полнотой уплаты текущих налогов. В то, что проведена работа по своевременности выплаты текущих ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей и погашению кредиторской задолженности прошлых лет. В сокращение государственного долга (цифры, представленные депутатами отличаются от данных исполнительной власти в почти в два раза). Зато председатель бюджетного комитета Андрей Мельников с большим удовлетворением отметил, что губернатор признал неэффективность механизма финансирования бюджетных расходов.
К первоочередным задачам бюджетной политики в области расходов и доходов на 2003 год у депутатов претензий не появилось. Появилось лишь желание несколько изменить расходы. Андрей Мельников предложил в следующем году ориентироваться на создание профицита бюджета и на уровень этого профицита снизить налоговое бремя для предприятий.
Мне видится, что эта идея, не лишенная здравого смысла, в Ивановской области обречена. В этом смысле (в части снижения налоговых ставок), позиция депутатов ЗС и областной исполнительной власти отличаются так кардинально, что взаимопонимание, наверняка, найдено не будет.
От, в общем-то, не значительных замечаний перейду к последнему пункту, ради которого, похоже, руководство бюджетного комитета и устроило пресс-конференцию. Завершающее слово взял Сергей Сироткин. Депутаты считают Бюджетное послание губернатора декларативным, оторванным от реальности.
Без депутатов ясно, что послание это не программа действий, а некий протокол о намерениях. Но парламентарии напирают даже не столько на его декларативность, сколько на то, что благие заявления губернатора заведомо обречены. Как наиболее радикально настроенный депутат (конечно, среди троих присутствовавших на пресс-конференции), ЛДПРовец Сироткин и высказался наиболее резко.
В качестве примера отрыва от действительности Сергей Никанорович привел ситуацию с проведением конкурсов на территории Ивановской области. Кратко напомню неприятную историю, связанную с конкурсом на аренду части Дворца Искусств («Зеленый бар»). Губернатор Владимир Тихонов подписал положение о конкурсе, согласно которому в состав конкурсной комиссии должно входить пять человек. Когда Сироткин пришел на заседание комиссии (он тоже являлся ее членом), то обнаружил, что заседают шестеро. Протесты депутата не помогли, конкурс состоялся, по его мнению, с нарушением закона. На письмо депутата Владимир Тихонов ответил, что никаких нарушений не наблюдает. И теперь, анализируя Бюджетное послание губернатора, Сироткин заявил, что не может доверять человеку, который пять от шести отличить не может.