Областной бюджет чуть-чуть поменяют

Человек, сколь-нибудь разбирающийся в экономике и политике, должен прекрасно понимать если не процедуру формирования и принятия бюджета области, то хотя бы масштабность и трудоемкость мероприятия. Формирование бюджета – это многомесячный труд десятков представителей законодательной и исполнительной власти и столкновения интересов разных структур. Это создание многочисленных рабочих групп и согласительных комиссий.

Одной из составляющих бюджета является областная адресная инвестиционная программа. Именно она обычно становится предметом различных споров и торговли – попадание отдельно взятого предприятия в программу означает, попросту говоря, получение бюджетных, а соответственно, практически бесплатных, денег.

Этот год не стал уникальным. Вокруг бюджета-2002 вообще и инвестиционной программы в частности было множество баталий, которые, к счастью, благополучно закончились в конце прошлого года. И все бы вроде ничего, пока управление сельского хозяйства Ивановской области не постеснялось направить в Законодательное собрание свои предложения по поводу внесения изменений в областной бюджет.

Фактически, чиновники от агропромышленного комплекса предложили такие изменения в адресную инвестиционную программу на 2002 год в части, касающейся сельского хозяйства, что от первоначального варианта вообще мало чего осталось. Когда заместитель губернатора, курирующий сельское хозяйство, Иван Скудняков обосновывал необходимость принятия изменений и дополнений в программу, за его словами можно было прочитать: в управлении сельского хозяйства работают некомпетентные сотрудники. Судите сами, Скудняков заявил, что необходимо одни предприятия выкинуть из инвестиционной программы, потому что те не представили проектно-сметную документацию, другие – потому что не хотят своими акциями обеспечить госвложения, как то велит законодательство.

Простите, но для того, чтобы выяснить, готовы ли предприятия пойти на условия государства при получении финансовой поддержки, достаточно одно клерка и одного рабочего дня. А при отсутствии проектно-сметной документации вообще не должно идти никакой речи об инвестициях. Просто бред какой-то. Вы можете себе представить какого-нибудь негосударственного инвестора, готового вложить деньги в предприятие, руководство которого не может даже объяснить, зачем ему эти деньги нужны?

Понятное дело, виноваты не только чиновники управления, но и депутаты ЗС, принявшие от фонаря инвестиционную программу. Но депутатам простительно, депутат – должность выборная. По большому счету, народ всегда надеется, что угадает с выбором, но прекрасно осознает, что шансов-то не много. Я не хочу никого обидеть – среди депутатов тоже есть толковый человек, а может и не один. Но им быть толковыми не обязательно, тем более что лишить депутатства практически невозможно.

Что же касается чиновников, то здесь совсем другой коленкор. Некомпетентный чиновник, во-первых, даром проедает мои как налогоплательщика деньги, во-вторых, дискредитирует свое руководство. Соответственно, некомпетентный чиновник должен быть уволен.

Второе глобальное изменение в облбюджет-2002 предложил начальник главного финансового управления Ивановской области Александр Грузнов: «Ввести новую статью следующего содержания: «Администрация Ивановской области… вправе… вносить изменения с последующим утверждением ЗС в ведомственную структуру расходов областного бюджета». Напомним историю этого многострадального предложения.

При подготовке к предыдущему пленарному заседанию Законодательного собрания согласительная комиссия, состоявшая из депутатов и представителей исполнительной власти, согласовала все до единой поправки. На заседании же Грузнов предложил принять согласованные поправки и закон в целом, но неожиданно внес еще одну поправку. Именно ту, о которой идет речь. Нет сомнений, что Александр Павлович догадывался, что его поправка вызовет неприятие со стороны некоторых депутатов, потому и вносил ее не на согласительную комиссию, а непосредственно на пленарное заседание, рассчитывая все же поправку продавить. Это ему не удалось стараниями председателя бюджетного комитета ЗС Андрея Мельникова, находящегося сейчас в типично политическом отпуске после обвинений во взяточничестве, последовавших в его сторону со стороны губернатора Ивановской области.

Вышеописанная теория подтверждается тем, что Грузнов со свойственным ему упорством внес то же, не претерпевшее изменений, предложение депутатам еще раз. По-моему, это типичный образчик неуважения к законодателям, но пусть депутаты сами заботятся об уважении к себе со стороны чиновников. Нет сомнений, что на следующем заседании ЗС поправка, правда в несколько ином виде, пройдет.

Немного о сути этого изменения в бюджет. Грузновская поправка позволит расширить полномочия администрации области в части оперативного внесения изменений в бюджет. Это действительно имеет свои резоны, поскольку, например, периодически создаются ситуации, при которых те же федеральные деньги можно получить, только выделив в срочном порядке какие-то средства из областного бюджета.

Сейчас в регионе сложилась такая ситуация, при которой у законодательной власти нет никакого доверия к власти исполнительной и наоборот. Понятное дело, при таких взаимоотношениях депутаты, даже понимая необходимость принятия этой поправки, просто не могут позволить областной администрации получить дополнительные полномочия. Впрочем, похоже, какой-то компромисс будет найден. Депутат Павел Коньков сделал предложение, от которого, скорее всего, не смогут отказаться оппонирующие стороны. Павел Алексеевич предложил ввести для исполнительной власти три ограничения. Во-первых, финуправление будет обязано в течение десяти дней уведомить о внесенных изменениях в бюджет. Во-вторых, ежеквартально администрация области будет обязана выносить на утверждение Законодательного собрания эти изменения. В третьих, в случае, если законодатели не соглашаются с уже внесенными изменениями, все выплаты, совершенные до решения Законодательного собрания, будут считаться законными, а те, что после – незаконными. Вызывает сомнение лишь третье ограничение. Если депутаты настолько не доверяют администрации области, они должны предполагать, что все деньги можно прокачать при желании за один день. Тем самым ограничение теряет свой смысл. Судьба поправки решится в ближайшие дни.