Чуть меньше года назад губернатор Владимир Тихонов своим указом утвердил перечень памятников природы Ивановской области. Это всякие замечательные леса и лесочки, озера и болотца, ключики и ручейки. Всего 79 штук. Тем же указом определена территория каждого памятника, от самой маленькой в 5 кв. м (Мерешковский ритуальный камень в Заволжском районе) до 1400 га (Уводьское водохранилище). Органы местного самоуправления, на чьей земле находятся памятники, должны представить в Законодательное собрание области свои предложения по их границам и режиму пользования. По нашим сведениям сия работа до сих пор не проведена, т. е. райадминистрации попросту динамят губернаторский указ.
Фишка заключается в том, что памятники природы существовали и до губернаторского указа, задолго до и даже в большем количестве. И площади были определены. И находились в исключительно областном ведении. Но вот границы до сих пор не проводились. Вот почему.
Особый режим памятника природы предполагает, прежде всего, возможность нового строительства на его территории только с губернаторского разрешения. Но пока границ нет, разрешения выдаются районными администрациями. Это так сложилось, но это незаконно. Что, кстати, в некоторых частных случаях подтверждено арбитражным судом. Более всего в раздаче разрешений преуспели Ивановская и Тейковская райадминистрации, на территории которых расположены Уводьское водохранилище и Рубское озеро соответственно. Чувствуйте, чем тут приванивает? Правильно, дачками, коттеджиками и т. д. Вот красивый пример.
Как-то, пару лет тому назад снимал я с оператором Евгением Осиповым сюжет для ныне покойной телепрограммы «Эхо недели» о строительстве МУПом «Водоканал» коттеджного городка для себя любимого как раз в водоохранной зоне Уводьского водохранилища. Красивый такой планчик получился – ворота, забор, за забором ударный труд шабашников на двух десятках особняков, а перед воротами знак «Водоохранная зона». Через три месяца решили продолжить тему, приехали на место, глядь, а планчик-то другой. Т. е. и ворота, и забор, и шабашники на месте, особняки изрядно подросли, а знака нет. Поискали мы его, и нашли аккурат там, где «водоканальство» заканчивается.
Так это водоохранная зона, официальной границы которой, кстати, тоже нет. Граница же памятника природы, в данном случае, водоема, должна проходить значительно дальше от берега. Очень значительно.