Три источника и три составные части ивановской мобильности

Развитие мобильной связи в Иванове условно можно поделить на три этапа, они же три составляющие этого рынка: «Иваново-GSM», «ИРТ», «Мобильные ТелеСистемы» (маргиналов, пользующихся услугами «Яртелекома», мы учитывать не будем – это тема совсем другого исследования). Несмотря на традиционное русское числительное «три», даже оно процессу нашей мобильной телефонизации не придало сколь-нибудь законченного вида. Более того, рынок мобильной связи в Иванове остается монопольным, а внешние проявления конкуренции – лишь от чрезмерной мнительности некоторых его участников по поводу устойчивости своего положения.

«Иваново-GSM» и МТС – это стандарт GSM. Пожалуй, это единственное, что их связывает. «ИРТ» работает на стандарте CDMA, который на территории Российской Федерации не разрешен к использованию в качестве стандарта мобильной связи. Его можно использовать только как средство стационарной телефонной радиосвязи. В договорах компании «ИРТ» так прямо и говорится, что клиент понимает немобильную сущность той связи, которую приобретает.

Чуть больше двух месяцев назад, восемнадцатого декабря прошлого года, МТС официально объявила о начале своей работы в Иванове. На церемонии присутствовал генеральный директор головной компании «Мобильные ТелеСистемы» Михаил Смирнов. Многими именно этот день и это событие, когда состоялось открытие офиса МТС по работе с местными клиентами, были восприняты как начало нового этапа в развитии ивановского рынка мобильной связи. Однако это не совсем так. Основная цель прихода МТС в Ивановскую область заключалась в работе не с местной клиентурой, а с неместной, и эта работа началась задолго до восемнадцатого декабря.

Главным для МТС было закрыть дыру на территории Ивановской области, чтобы зона покрытия была непрерывной. При этом важно даже не то, какие неудобства терпели клиенты МТС, пересекая Ивановскую область (не так уж их здесь было и много, с учетом нашей транспортной тупиковости), а маркетинг и реклама. Больно уж некрасиво – рвано – выглядела карта зоны покрытия МТС. При всех прочих равных условиях, наиболее существенным в борьбе за клиента становятся нюансы. Осознание того, что роуминг МТС охватывает самые чудовищные уголки России, не может не греть душу клиента, если даже он не то чтобы никогда там не был, но и не знает, где это.

Интерес руководства МТС к ивановскому филиалу заключался исключительно в роуминге, а не в местной клиентуре. Более того, после официального открытия филиала и визита сюда Михаила Смирнова похоже, что интерес стал еще меньше. Местные МТСовцы отгрохали в Иванове (разумеется, за счет московского финансирования) такие офисы, которых нет в других региональных представительствах МТС. Одно из зданий – бывший ресторан «Витязь» – еще не закончено. Оно настолько потрясло Смирнова, что у МТС сразу возникли проблемы с расплатой за его реконструкцию: Москва хотела бы, чтобы ивановский филиал оплачивал такие хоромы за свой счет. По нашим сведениям, недовольное таким «бурным» началом деятельности, московское руководство МТС сейчас рассматривает возможность смены руководства в ивановском филиале.

Местный рынок мобильной связи не очень велик, и «Иваново-GSM» окучил его уже довольно плотно, неплохо постарался и ИРТ. На долю МТС остались крохи и те, кто нуждается в МТСовском роуминге или брэнде «МТС». Для того же, чтобы вести агрессивную политику по завоеванию местного рынка, у ивановского филиала МТС нет возможностей. Для того чтобы предлагать низкие тарифы, необходимы либо большая клиентура, либо откровенный демпинг. Первого не может быть в силу ограниченности рынка вообще и малого времени работы филиала, а для второго Москва не даст финансирования, тем более, когда еще не расплатились с долгами за установку оборудования и строительство офисов.

Вместе с тем, значительно активизировался «Иваново-GSM». Похоже, что многие его новшества сделаны с учетом возможной конкуренции с МТС. Однако МТС никогда в этой борьбе не будет идти первым по пути снижения тарифов, «Иваново-GSM» в свою очередь, немного попугавшись «грозного» соперника и поняв что к чему, также перестанет удивлять своих реальных и потенциальных клиентов приятными сюрпризами. Иными словами, все ждали, что на ивановский рынок придет акула империализма и задавит здесь всех низкими ценами, а оказалось, что, фактически, пришел очередной провинциальный оператор с провинциальными же возможностями. Хуже всех в этой ситуации клиентам: их так обманули в их ожиданиях – обвала цен не произошло.