Судьба лесной промышленности Ивановской области – в руках чиновников

Лесная промышленность Ивановской области больна. Иначе не скажешь. В среднем по России финансово неблагополучны 52% предприятий лесного комплекса, а в нашей области – 90%.

Многочисленные газетные сообщения о незаконных рубках, грузовики с бревнами. Леспромхозы, пилорамы, столярные мастерские окутаны покровом слухов с рублевым шелестом. Заготовка леса поставлена в один ряд со скупкой цветных металлов. Образ темненького мужичка, ворующего лес, заслонил собой настоящее лицо лесопромышленников области. В результате борьбы с незаконными порубщиками леса, страдают лесозаготовительные предприятия, на которых работает 5% работоспособного населения области.

Чтобы глубже проникнуть в суть сегодняшних проблем, бросим взгляд в недалекое прошлое. С 1970 по 1990 годы заготовка древесины в Ивановской области снизилась с двух до одного миллиона кубометров в год. При этом надо учитывать, что в те времена трактора и машины обновлялись ежегодно, лесники и заготовители были объединены в одно ведомство, зарплата выдавалась два раза в месяц, проблем с подготовкой кадров и финансированием не существовало. Однако сокращение объемов лесозаготовок все равно произошло: сказалось то, что осваивались, в первую очередь, лесные массивы, прилегающие к населенным пунктам и дорогам с твердым покрытием. Их вырубили и провели лесовосстановление. Но на ближайшие десятилетия в промышленном пользовании оказалось много труднодоступных районов леса, разработка которых не очень выгодна. И уже тогда появились планово-убыточные предприятия.

Разделение леспромхозов на лесхозы и лесопромышленные предприятия в 1992 году, неподготовленность к работе в рыночных условиях, распад системы лесного комплекса страны привели наш край в 2000 году к снижению заготовки и вывоза древесины до 0,5 миллиона кубометров. Это должно успокоить тех, кто боится, что «у нас скоро вырубят весь лес», т. к. только в Ивановской области дополнительно к этой цифре можно заготавливать еще 1 миллион кубометров леса ежегодно, не нанося ущерба лесному фонду. Обывателям легче поверить в плохое, чем убеждаться в том, что леса у нас достаточно.

Количество ворованного леса не превышает 1% от заготовленного организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. Проблема в другом – лесная промышленность области стоит на пороге выживания из-за отсутствия оборотных средств и кредитов. Работать в лесу скоро будет не на чем, а новую технику покупают лишь лесхозы на средства, полученные от аукционов.

Наряду с такими естественными монополиями, как РАО «ЕЭС России», «Газпром» и МПС, возникла своеобразная «лесная» монополия. Сырьевая база леспромхозов находится в руках у государства, покупать лес на корню можно только у него. Осенью цена на древесину на корню на аукционах в комитете по природным ресурсам Ивановской области выросла в среднем в 2,5 раза по сравнению с ценами закрытых аукционов прошлой зимы. Это повышение фактически съело ту прибыль, которую леспромхозы получали. Конечно, понятно стремление государства и областной администрации получить от продажи лесных богатств максимальную выручку, ведь других сырьевых ресурсов в Ивановской области нет. К тому же, волей-неволей лесопромышленники будут вынуждены, чтобы не простаивать, брать лес по завышенной цене (вот она, монополия).

Чтобы удержаться хотя бы на уровне заготовки 2000 года, в 2001 году должно было вырубаться не менее 50 тысяч кубометров в среднем в месяц, с учетом распутицы. Так вот, за период с августа по декабрь по новым ценам на аукционах было продано всего 4,5 тысячи кубометров. К этому можно прибавить какое-то количество, продаваемое лесхозами на местах маленькими (до 100 кубометров) делянками. Но поскольку основной формой продажи древесины на корню у нас в области остаются аукционы, проводимые в Ивановском комитете по природным ресурсам, то с подведением итогов заготовки и вывозки леса в 2001 году можно ожидать снижения показателей по сравнению с 2000 годом.

На последнем осеннем аукционе со стороны представителей администрации прозвучал призыв к поиску компромисса с заготовителями, поскольку бюджет и лесное хозяйство области недополучили значительных средств. И лесопромышленники, в свою очередь, готовы к этому диалогу, т. к. простаивать никому невыгодно. Но при этом должна быть внесена ясность по целому ряду вопросов. Есть ставка лесных податей, утвержденная в марте 2000 года областной администрацией, средний размер которой, при расстоянии вывозки не более 40 км, составляет 17 рублей за кубометр. Почему средняя стартовая осенняя аукционная цена была 125 рублей?! Как скажется снижение объемов закупки древесины из областной расчетной лесосеки на бюджете области и финансировании нашего лесного хозяйства? Когда начнут отделять зерна от плевел, и лицензированных лесопользователей от окруженных газетной шумихой и обывательскими слухами окололесных дельцов? И когда, наконец, признают, что в зоне экономического бедствия, которой является Ивановская область, есть заслуживающая особого внимания отрасль? Ведь при внимательном к ней отношении только рост закупок леса на корню, безо всякого для него ущерба может принести в казну денежные средства, исчисляемые миллионами!